22.01.17 
ImageЗа последние несколько лет в Украине наблюдается положительная динамика по развитию и восстановлению региональных аэропортов и аэродромов: Полтава, Тернополь, Житомир, Луцк, Ровно, Черновцы, Херсон, Винница и другие.

Ранее основная часть этих аэропортов длительное время эксплуатировалась с минимальной загруженностью на грани выживания. Тенденция государственной поддержки авиаобьектов начала набирать обороты с началом военной агрессии Российской Федерации против Украины.

Почему же в этом списке до сих пор не значится аэродром в Белой Церкви, который десятками лет непрерывно успешно функционирует и принимает борта со всего мира на прохождение техобслуживания - вопрос остается открытым и актуальным.

 Мы поинтересовались у заместителя директора по авиационному направлению КП "Белоцерковский грузовой авиационный комплекс" Александра Пасечника о современном состоянии аэродрома, его авиационных мощностях и узнали, действительно ли Белая Церковь в перспективе может рассчитывать на открытие в городе Международного аэропорта.

 1. Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, что сейчас представляет собой аэродром "Белая Церковь" и какую роль он играет в системе гражданских аэродромов Украины?

 - По праву аэродром "Белая Церковь" можно считать одним из лучших бывших военных аэродромов нашего государства, которому удалось сохранить до настоящего времени качественные технические характеристики взлетно-посадочной полосы. С 2000 года аэродром находится на балансе коммунального предприятия "Белоцерковский грузовой авиационный комплекс", основная деятельность которого в обеспечении работ авиационного направления.

Начало активной эксплуатации военного аэродрома началось еще в 1952 году, когда возникла необходимость базирования на аэродроме самолетов ТУ-16, дав таким образом толчок к развитию мощностей авиаремонтного завода. В 1967-1972рр. на аэродроме проведен капитальный ремонт, что позволяет его эксплуатировать по настоящее время. А вообще история аэродрома началась еще в далеком 1927 году. Первая искусственная взлетно-посадочная полоса появилась в годы Второй мировой войны. Поэтому сегодня можно увидеть на аэродроме даже исторический фрагмент аэропорта, который возводили немецкие войска в форме шестигранных призматических ячеек.

   В 2003 аэродром "Белая Церковь" занесен в реестр гражданских аэродромов Украины. В 2004 году мы успешно прошли сертификацию согласно норм и требований к гражданским аэродромам. Трижды ее успешно подтверждали, и на сегодняшний день аэродром имеет действующий Сертификат, действительный до июня 2018 года.

  2. Охарактеризуйте более подробно современное состояние взлетно-посадочной полосы. Какие службы обеспечивают функциональность аэродрома?

- В соответствии с действующим законодательством все аэродромы делятся на определенную классификацию в зависимости от оснащения. В частности, аэродром "Белая Церковь" относится к классу В и способен принимать воздушные суда индекса 6, то есть типа Ил-76 и более легкие воздушные суда.

   Размер взлетно-посадочной полосы составляет 2500х42 метров, которая имеет бетонное покрытие, РСN 21. Поскольку аэродром не оборудован посадочными системами, то полеты самолетов выполняются по правилам визуальных полетов только днем ​​и в простых метеоусловиях. Относительно уровня необходимого пожарной защиты, то он соответствует 6 категории, позволяет принимать самолеты типов Ил-76, Ан-72, Ан-12 и более легкие воздушные суда.

  Белоцерковский аэродром имеет и собственную сертифицированную Службу авиационной безопасности и Службу аэродромного полета информационного обслуживания, в состав последней входят: штурман, диспетчеры, специалисты связи и метеорологи.

   Кроме того, Аэродромная служба, непосредственно занимается аэродромом и постоянно контролирует его состояние, обладает всей необходимой аэродромной спецавтотехникой для содержания и проведения на нем необходимых работ.

   Также Служба аварийно-спасательная и противопожарной защиты владеет тремя пожарными автомобилями и поисково-спасательным автомобилем, обеспечивая безопасные взлеты и посадки воздушных судов, испытания двигателей и тому подобное.

   Всего на КП "БГАК" работает более 70 специалистов по разным направлениям специализации.

3. Что конкретно удалось сделать КП "БГАК" по авиационному направлению в 2016 году? Если бы Вы оценили итоги работы предприятия и, удалось реализовать все запланированное?

- 2016 выдался для нас хоть и сложным, но весьма интересным с точки зрения авиации. За прошлый год на аэродроме "Белая Церковь" осуществлено 45 операций по обеспечению взлет-посадок воздушных судов, прилетевших на прохождение технического обслуживания. По сравнению с 2015 годом, этот показатель несколько ниже в связи с длительной процедурой оформления лицензии одной из наших базовых авиакомпаний. Однако, в целом положительные результаты: за год количество самолетовылетов малой авиации аэроклуба "Пилот" достигла 2500 раз, что в два раза больше предыдущего года.

В течение 2016 года авиаспециалисты нашего предприятия постоянно осуществляли противопожарное обеспечение испытания двигателей воздушных судов после техобслуживания на взлетно-посадочной полосе и на стенде.

 

   Стоит отметить, что ежегодно Авиационный комплекс проводит ремонтные работы на аэродроме, благодаря чему техническое состояние аэродрома, по словам некоторых пилотов воздушных судов, даже лучше, чем, например, в Винницком аэропорту. Мы постоянно совершенствуем работу предприятия с целью улучшения сотрудничества с нашими партнерами - базовыми авиакомпаниями и авиапредприятиями.

   Так, в 2016 году мы потратили около 200 тыс. грн. на текущий ремонт покрытий рабочей части взлетно-посадочной полосы (ВПП), рулежных дорожек №3 и №4, а также частично восстановили заполнитель деформационных швов рабочей части аэродрома. Следует акцентировать внимание и на том, что КП "БГАК" собственными финансовыми усилиями возобновило части повреждений ВПП после проведения подготовки к военному параду Министерством обороны Украины (в том числе восстановлено два дождеприемных колодца).

  Значительное количество средств предприятие направляет и на развитие инфраструктуры, поскольку КП "БГАК" работает по аналогии индустриального парка, создавая благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности. А это - рабочие места (около 800 человек работают на территории промплощадки), новые заказы, рост экономического и социального благосостояния жителей Белой Церкви.

   Кроме того, наша авиационная служба выполнила работы по обследованию препятствий в районе аэродрома и внесла изменения в доказательной документации соответствии аэродрома "Белая Церковь" сертификационным требованиям.

     Не менее важным стало и внесении изменений в Инструкцию по взаимодействию между руководителем полетов аэродрома "Васильков" и диспетчером АПИО аэродрома "Белая Церковь", обеспечив более качественное сотрудничество при выполнении полетов. Также Авиационная служба подготовила изменения в Инструкцию по производству полетов, что является базовым документом по безопасному выполнение полетов воздушных судов на аэродроме.

   Уже несколько лет подряд открытым вопросом для КП "БГАК" остается застройка жилыми помещениями приаэродромной территории. С нашей стороны проводилась сложная работа по согласованию места расположения и высоты объектов, деятельность которых может повлиять на безопасность полетов и работу радиотехнических приборов на аэродроме "Белая Церковь". Авиаспециалисты не перестают подчеркивать факт, что жилищное строительство имеет негативные последствия для аэродрома, в том числе ограничивает его перспективу развития и инвестиционную привлекательность. Во-вторых, такое соседство с жилыми застройками повышает уровень угроз риска возникновения авиационных происшествий и способствует возникновению негативных последствий для жителей этих зданий, поскольку им придется проживать в зоне действия авиационных шумов, значительно превышает допустимые нормы.

 4. Как Вы думаете, сможет ли аэродром "Белая Церковь" в нынешних непростых условиях реализовать в этом году новые авиационные проекты?

  - Для того, чтобы говорить об инвестиционных или иные проекты, КП "БГАК" должно иметь базовый стратегический документ, который определит все возможные пути его развития и перспективы. Тогда под конкретные наши цели и задачи мы сможем искать необходимые источники финансирования, не исключая инвестиционную составляющую. В данной ситуации в ближайшие месяцы аэродром планирует разработать новую стратегию развития коммунального предприятия в существующих социальных, финансовых и политических условиях. Для этого проводится поиск организации, которая профессионально разработает новую концепцию развития авиакомплекса. Убежден, в первой декаде 2017 мы будем иметь на руках такой стратегический документ. Несомненно, это требует значительных финансовых затрат, но поверьте, предприятие не может существовать без четко прописанной дорожной карты развития.

  Поиск инвестора, оформление в постоянное землепользование земельных участков под объектами КП "БГАК", проведение мероприятий для получения на баланс Авиационного комплекса сооружений и объектов, которые остались в собственности Минобороны и МВД, урегулирования в юридической плоскости вопроса застройки приаэродромной территории - такие основные вопросы, требующие решения в 2017 году. Только при полном устранению этих проблемных вопросов, мы будем иметь уверенность говорить о внедрении тех или иных серьезных инвестиционных проектов и делать Белоцерковский аэродром более привлекательным как для существующих, так и новых авиакомпаний. Или нам остается ждать того времени, когда власть изменит свое инертное отношение к аэродрому "Белая Церковь" и наконец обратит внимание на наш довольно перспективный авиационный объект.

5. Действительно, оживление государственной политики в авиаотрасли можно ждать годами. Но КП "БГАК" занимает другую позицию - несмотря на все двигаться вперед. Для этого есть и квалифицированные кадры, и желание руководства предприятия. Поэтому какие работы авиационного направления КП "БГАК" планирует осуществить в 2017 году?

  - Учитывая, что наше предприятие уже много лет является рентабельным и имеет хорошие экономические показатели, мы разработали План перспективного развития предприятия по авиационному направлению на 2016-2020рр. Так, главными приоритетами работы на 2017 год являются:

 Проведения значительных работ по ремонту покрытий взлетно-посадочной полосы, рулежных и магистральных дорог 300кв.м и восстановление заполнителя швов покрытий ВПП, 2000 м п .;

Проведение сертификации Службы авиационной безопасности и служб, осуществляющих аэродромное полетно-информационное обслуживание полетов (AFIS)

Разработать проект установки светосигнального оборудования системы визуальной индексации глиссады для обеспечения захода на посадку воздушных судов;

Привлечение инвестиций на приобретение, монтаж и сертификацию светосигнального оборудования;

Продолжение разработки и внедрения Системы управления безопасностью полетов и системы управления качеством на КП "БГАК";

Разработать Стратегию развития аэродрома до уровня регионального аэропорта с соответствующей инфраструктурой и ремонтным производством. Внесение Стратегии развития аэродрома в Генплан и Стратегию развития г. Белая Церковь.

 Также планируется проведение ремонтных работ и реконструкции самолетных ангаров, где производится техническое обслуживание воздушных судов. Для этого будут привлекаться и средства авиаремонтных предприятий, которые у нас арендуют ангары.

   И это еще не все ... Как видите, амбиции у коммунального предприятия есть, и мы стремимся его развивать. Внедрение всех этих мероприятий даст авиакомплексу возможности увеличить количество взлетов и посадок на аэродроме, а следовательно и наращивать авиационную мощь города.

 6. Как Вы считаете, имеет ли смысл идея о создании на базе аэродрома "Белая Церковь" Международного аэропорта? Насколько это реалистичный проект, есть ли в этом перспектива и, готовы сами жители города до такого инновационного шага?

- Идея создания международного аэропорта в Белой Церкви заложена в самом названии предприятия - "Грузовой авиационный комплекс". Под эту идею было разработано два ТЭО в 2000 г. и 2007 г.. Оба они не были реализованы по причине отсутствия средств. Хотя ближе к внедрению этой перспективы предприятие было приближено в 2008 году, когда согласно ТЭО, разработанное на средства Агентства торговли и развития США и с участием американской кампании "СолидТим", планировалось создать современный Центр грузовых перевозок. Тогда даже городской совет утвердил ТЭО и определила победителя конкурса. К тому же, в Белой Церкви уже было зарегистрировано авиапредприятие под названием "Международный аэропорт" Юрьев ". Но, к сожалению, дальше этих процессов реализация проекта не пошла в связи с изменением политической ориентации в сторону Российской Федерации тогдашнего руководства государства и неготовности городского совета брать на себя ответственность.

 Однако, мы не опускаем руки и постоянно находимся в активном поиске реальных инвесторов. В настоящее время КП "БГАК" отрабатывает новую стратегию развития аэродрома. И она будет иметь перспективу, когда не только коллектив предприятия будет заинтересован в аэропорту, но и городская, областная и центральная власть будет стремиться сделать аэродром "Белая Церковь" полноценным игроком на рынке гражданской авиации.

  В качестве примера, одним из механизмов стимулирования развития аэродрома может стать привлечение государственного финансирования или средств местного / областной общины. Это может быть целевая государственная или локальная программа, направленная на развитие авиационной промышленности. По нашим самым скромным подсчетам для создания Международного аэропорта с соответствующей инфраструктурой на первом этапе необходимо около 40 млн. Долл. США. Поэтому, когда появится политическая воля и инвестиции, тогда и мы сможем говорить о 100% реальности этой стратегической и столь желанной цели.

Джерело bcavia