02.05.19 

»ндийска€ перспектива.  то поможет "јнтонову" наладить массовое производство военных самолетовЌа фоне откровенно бравурной информации последних нескольких мес€цев о наших успехах в оборонной промышленности стоит отметить, что не все так уж радужно 

“ак, в ”краине есть буквально несколько отраслей, в которых мы более или менее можем двигатьс€ в фарватере современных разработок.

ј в остальном наша военна€ промышленность, в обновление которой после 1991 г. не вкладывали буквально ничего, €вл€етс€ крайне отсталой. ѕричем катастрофическое отставание именно в плане производственных мощностей. “о есть разработать опытный образец наши конструкторы еще могут (с помощью советских наработок или самосто€тельно), но запустить в серийное производство огромна€ проблема. Ќет современного станкового парка, нет подготовленных производственных кадров.

» про€вл€етс€ это буквально во всем - от производства бронеавтомобил€ класса 4х4 до самолетов. » подтверждение этому пришло буквально на дн€х.

¬ интервью агентству ”Ќ»јЌ президент јЌ“  "јнтонов" јлександр ƒонец впервые публично озвучил информацию о приостановке разработки легкого транспортного самолета јн-132D. —тоит напомнить, что проект реализовывалс€ √ѕ "јнтонов" в рамках заключенного в апрел€ 2015 года соглашени€ о кооперации с саудовскими King Abdulaziz City for Science and Technology (KACST) и Taqnia Aeronautics Co. — 2015 г.

ќфициальна€ презентаци€ самолета состо€лась в декабре 2016 г., а первый демонстрационный полет - в марте 2017 г. ѕосле этого самолет принимал участие в авиационных выставках, в частности Dubai Air Show.

ќсобенностью самолета, который способен перевозить 46 десантников, или 75 военных, или 27 пациентов на носилках и двух медиков, €вл€етс€ его приспособленность к эксплуатации в различных климатических услови€х, особенно в услови€х жаркого климата, на высокогорных и неподготовленных аэродромах. ќтличительной чертой јн-132 €вл€етс€ возможность его эксплуатации с песчаных взлетно-посадочных полос. Ёксплуатаци€ самолета в транспортном варианте предусматривает полную автономность при базировании на слабо- и неподготовленных аэродромах благодар€ встроенному комплексу погрузки/разгрузки и с применением вспомогательной силовой установки.

ѕланировалось, что первые 20 самолетов будут произведены в  иеве, а с 2021 г. будет запущен авиационный завод непосредственно в —аудовской јравии. ¬ меморандуме о намерении говорилось о совместном производстве 80 самолетов јн-132.

ќсновным заказчиком выступали местные военные, которые в последний момент несколько изменили требовани€ к перспективному легкому военно-транспортному самолету.

≈ще на этапе реализации проекта некоторые авиационные аналитики выражали беспокойство тем, что фактически "јнтонов" вкладывает больше денег, чем иностранный заказчик. ј така€ ситуаци€ в корне неправильна€ - так, за подобный проект с »раном по производству јн-140 харьковчанам были заплачены совсем другие деньги.

 роме того, было очевидно, что по своим характеристикам самолет (даже с канадскими двигател€ми) на фоне своих конкурентов (—-27£, —-295, јн-74) не выгл€дит так уж превосходно. ѕоэтому его выбор саудовскими военными совсем уж не очевиден.

“еперь же на фоне падени€ сверхдоходов от продажи нефти и пр€мого участи€ в различных военных конфликтах по всему Ѕлижнему ¬остоку Ёр-–и€д вынужден считать буквально "каждую копейку". » как итог - фактический отказ от подписанных соглашений по јн-132D.

ѕон€тно, что руководители "јнтонова" выражают искреннюю уверенность, что проект не будет заморожен и вскоре будет новый покупатель. ќчевидно, что в ходу пущен "план Ѕ", о котором было известно еще в 2015 г.

ƒело в том, что ¬¬— »ндии ищет замену своего огромного парка "советских" јн-32 и выражала свой интерес к "саудовскому" проекту. ѕоэтому именно ƒели рассматривались как запасной вариант. Ќедаром лично первый заместитель секретар€ —ЌЅќ ”краины ќлег √ладковский летал на международную авиационную выставку "јэро»нди€-2019", где представл€л проект јн-132.

¬ принципе некоторые основани€ дл€ оптимизма есть. »нди€ в последнее врем€ в военно-техническом сотрудничестве постепенно уходит из российских "объ€тий". “ак, она вышла из проекта FGFA под кодовым именем Project 79L, заключавшимс€ в совместном производстве "истребителей будущего". –осси€не планировали под этой маркой поставить индусам 52 истребител€ п€того поколени€ “-50.

ѕоследовательно в ƒели отказались от закупок российских —ј” в пользу южнокорейского K9 Thunder, «–  "ѕанцирь" в пользу оп€ть-таки южнокорейского аналога. Ќа этом фоне бурными темпами развиваетс€ сотрудничество с ”краиной. Ќаша страна была включена в новую программу индийского правительства наравне с 25 странами мира, с которыми »нди€ изъ€вила желание сотрудничать в военно-технической области. ¬ частности, на сегодн€шний день николаевское √ѕ "«ор€"-"ћашпроект" обеспечивает новые индийские корабли, стро€щиес€ на верфи в ћумбаи, своими силовыми установками. ќп€ть-таки "јнтонов" только не давно закончил программу продлени€ летной годности парка јн-32.

  сожалению, стоит отметить, что вариант закупки јн-132D дл€ отечественных ¬оздушных —ил на сегодн€ даже не рассматриваетс€. ¬о-первых, неподъемна€ стоимость - как утверждал директор программы јн-132 √ѕ "јнтонов" јлександр ’охлов одна машина будет стоить от $30 до 40 млн.

¬о-вторых, при наличии просто огромного количества јн-26, хот€ и худших по своим характеристикам, однако которые за небольшие деньги можно ставить в строй и модернизировать, такие дорогосто€щие покупки дл€ наших военных выгл€д€т уж точно не самым перспективным направлением. “ем более что есть проблемы и поважнее - такие как устаревание парка истребительной и штурмовой авиации, недостаток боевых и транспортных вертолетов, отсутствие стратегического беспилотника и многое другое.

“аким образом, можно говорить, что, с одной стороны, программа јн-132D ныне находитс€ в критическом состо€нии и драгоценное врем€ на модернизацию всего производства неуклонно уходит. — другой стороны - "јнтонов" получил бесценный опыт сотрудничества с западными компани€ми - поставщиками авионики и двигателей. » этот опыт уж точно не пропадет даром.

»сточник dsnews