14.07.19 

»з истории разработки "–услана" и "ћрии"—амолет јн-124 Ђ–усланї є01-01 в создании и постройке которого автор принимал непосредственное участие (крыло, силовые детали фюзел€жа и др.)  ак руководители ƒѕ «јнтонов» стирают пам€ть о создател€х самолета јн-124 «–услан»

ѕредисловие

¬ декабре 2017 года ко мне обратилс€ советник президента √ѕ «јнтонов» ќ. . Ѕогданов со следующим предложением: сейчас на √ѕ «јнтонов» собираютс€ опубликовать книгу об истории создани€ самолета јн-124 «–услан».  —писок специалистов, которые внесли наибольший вклад в создание самолета, был давно уже составлен генеральным конструктором ѕ.¬. Ѕалабуевым и утвержден научно-техническим советом (Ќ“—) предпри€ти€. ѕоскольку € (¬овн€нко ј.√.) вхожу в их число, то мне предлагаетс€ написать материал о том, чем конкретно € занималс€ и за что отвечал. я подготовил материалы и отослал Ѕогданову ќ. .

¬от некоторые фрагменты переписки.

-----Original Message-----

From: јнатолий [mailto:

Sent: Monday, December 04, 2017 5:48 PM

To: Ѕогданов ќлег  узьмич

Subject: самолет ан-124

ќлег  узьмич! ¬ соответствии с договоренностью направл€ю ¬ам статью по материалам и новую статью, которую € сегодн€ отправил.

я не знаю, в каком ключе там готов€тс€ материалы, поэтому дайте мне предложени€, что надо помен€ть. »ли сами подправьте, а € посмотрю, чтобы не было ошибок. — уважением ј. ¬овн€нко

28.09.2018 10:00, Ѕогданов ќлег  узьмич

јнатолий √ригориевич,

  Ќаправл€ю дл€ чтени€ неотредактированную статью.

 ѕрошу дать замечани€ и заполнить документ, позвол€ющий мне ее использовать.

 ѕрошу также прислать свою фотографию отдельно от текста.

  ќ. . Ѕогданов.

я просмотрел присланную статью, но она была так добротно отредактирована, что там нечего было мен€ть, и € поблагодарил Ѕогданова ќ. . за проделанную работу и дал согласие на ее публикацию. Ѕогданов ќ. . пообещал, что, как один из авторов, € получу один экземпл€р книги бесплатно.

Ќе так давно мне позвонил мой знакомый - —.». √рачев, заведующий √осударственным политехническим музеем при Ќ“”” « ѕ» имени »гор€ —икорского», и спросил, как можно достать книгу про историю создани€ јн-124, которую выпустил  √ѕ «јнтонов»? я ему ответил, что мне  обещали  эту книгу, поскольку € автор одной статьи в этой книге, поэтому € возьму и передам ему свой экземпл€р. «воню € на √ѕ «јнтонов» и спрашиваю, а где же мой экземпл€р книги? ј мне отвечают, что на Ќ“— проголосовали, чтобы мою статью вообще не включать в эту книгу, поэтому и книга мне не положена.

  сожалению, сейчас в состав Ќ“— вход€т руководители, которые, кроме Ѕогданова ќ. ., вообще не имели отношени€ к созданию самолета јн-124, или были в то врем€ р€довыми исполнител€ми.  

ћне  пон€тно,  почему они  не проголосовали за мою статью. “аким образом они мст€т мне за то, что € в своих публикаци€х описываю их причастность к разрушению √ѕ «јнтонов» и авиастроительной отрасли ”краины, а также, как многие из них последние 14 лет  пресмыкались перед  5-ю президентами √ѕ «јнтонов», чтобы удержатьс€ на высокооплачиваемых должност€х (см. «јвиастроительную промышленность  ”краины превратили в производител€ фейковых новостей»).

Ќынешний президент √ѕ «јнтонов» ƒонец ј.ƒ., с которым € работал 19 лет по эксплуатации самолетов јн-124 и јн-225, и который прекрасно знает о моем вкладе и в создание этих самолетов, и о моей де€тельности, св€занной с их эксплуатацией, даже не попыталс€ отсто€ть мою статью. “акого при генеральном конструкторе Ѕалабуеве ѕ.¬. быть просто не могло бы!

Ќо, к сожалению, ƒонец ј.ƒ. не €вл€етс€ насто€щим президентом, а фактически €вл€етс€ зиц-президентом, т.к. политику и все, что творитьс€ на предпри€тии, определ€ет не он, а окружение, большинство из которого остаетс€ на своих местах независимо от смены ѕервого лица √ѕ «јнтонов».

Ќу а сейчас € хочу поместить свою неопубликованную статью, и надеюсь, что она будет интересна как специалистам авиастроительной отрасли, так и тем, кто про€вл€ет к ней интерес. ¬ этой статье кратко описано как создавались самолеты в ———–, как работала авиационна€ промышленность, и как мне, молодому специалисту, поручалось решение важных вопросов при создании самолета јн-124 «–услан». 


ѕрименение прессованных панелей и разработка новых сплавов дл€ самолетов јн-124 «–услан» и јн-225 «ћр≥€»

¬ апреле 1973 года после окончани€ ћосковского авиационного института € распределилс€ на  иевский ћеханический «авод (€ родом из с. ¬еликополовецкое,  иевской области), где генеральным конструктором был ќ. . јнтонов. » мне очень повезло, т.к. € попал в чудесный коллектив, где руководителем была ≈лизавета јветовна Ўахатуни, бывша€ жена ќ. . јнтонова, специалист высочайшей квалификации и замечательный „еловек. ќна всегда стремилась к новым знани€м и внедр€ла их в прочностные расчеты, опекала молодых специалистов, помогала и в производственных вопросах, и бытовых.

я попал в созданную 4 мес€ца назад новую бригаду усталостной прочности, где был только один руководитель √.ё. Ѕенгус, и € позже стал его заместителем. ƒело в том, что в 1972 году под ’арьковом потерпел катастрофу пассажирский самолет јн-10, а также под  уйбышевом в полете летчики услышали, как в районе центральной части крыла самолета јн-10 что-то трещит. „удом не произошло катастрофы.  омисси€  ћ√ј и ћјѕ определила, что причиной стало усталостное разрушение центроплана крыла. ¬ результате приказом по ћинистерству авиационной промышленности (ћјѕ) во всех ќпытно-конструкторских бюро (ќ Ѕ) ———– были образованы такие бригады. –анее в ———– ресурс самолетов определ€лс€ по результатам ресурсных лабораторных испытаний натурных образцов планеров самолетов, которые рассчитывались только на статическую прочность, а также по результатам эксплуатации самолетов, так называемых лидеров (бќльший налет в сравнении с остальным парком самолетов и более частые и тщательные осмотры).

“акже из многочисленных источников было известно, что пассажирские самолеты производства —Ўј имеют очень высокие ресурсы  -  60-100 тыс. летных часов, тогда как в ———– в то врем€ ресурсы составл€ли  до 30 тыс.  л.ч.

«адачей новой бригады была разработка методик расчета ресурса самолетов на стадии проектировани€. ѕоскольку опыта было мало, то старались максимально воспользоватьс€ доступным зарубежным опытом, работами, которые проводились в других ќ Ѕ, а также результатами натурных испытаний самолетов  ћ«. ѕроводили усталостные испытани€ образцов и элементов авиационных конструкций. ќсновными были образцы с отверстием, дл€ расчетов регул€рных сечений и проушины, дл€ расчетов нерегул€рных (поперечных стыков) сечений конструкции. Ќа основании этих испытаний и материалов разрабатывались методики расчета крыла, фюзел€жа, оперени€ и других сложных элементов конструкции планера. ѕозже начали проводить расчеты и испытани€ на скорость роста трещин и остаточную прочность образцов и элементов конструкции. Ёти работы проводил —.ѕ. ћалашенков. ¬се эти наработки впервые были использованы при проектировании самолета јн-72, а затем јн-74. ѕричем прочнисты с перепугу (их реально хотели посадить в тюрьму за катастрофу јн-10, но јнтонову ќ. . и Ѕалабуеву ѕ.¬. удалось убедить генерального прокурора ———–, что это неправильно) заложили такой запас прочности, что не смогли разрушить крыло в процессе статических испытаний. Ёто позволило обеспечить максимальную грузоподъемность 10 тонн, что значительно выше требований “«.

¬ это же врем€ в лаборатории статических испытаний проводились ресурсные испытани€ натурного планера самолета јн-22. » там очень рано начали по€вл€тьс€ трещины, особенно в поперечных стыках крыла. » было объ€влено, что тому, кто найдет трещину, заплат€т 50 рублей. ¬ поисках трещин мы лазали по этому крылу, как тараканы, Ќо их находили специалисты отдела испытаний, в основном, неразрушающими методами контрол€. ѕозже, когда уже возникло понимание причин возникновени€ столь ранних трещин, мы пон€ли, что был виноват не только сплав, но и конструкторы и прочнисты, которые это проектировали.

” ≈.ј. Ўахатуни возникли сомнени€ по поводу того, что уровень ресурсных характеристик отечественных сплавов был такой же, как у их зарубежных аналогов, и она в 1976 году поручила мне провести сравнение усталостной долговечности. ќчень сложно это было сделать, т.к. были существенные отличи€ - у нас образцы с отверстием, у них - с боковыми надрезами; у нас частота испытаний 40 √ц, у них - 33 √ц. Ќе всегда совпадали и режимы испытаний: пульсирующа€ нагрузка или симметричный цикл. “ем не менее, перелопатив кучу иностранных источников, удалось подобрать немного убедительных результатов, где мы показали некоторое преимущества зарубежных сплавов над отечественными по усталостной долговечности. Ѕыл подготовлен небольшой отчет, € его подписал у ≈.ј. Ўахатуни и думал, что у ќ. . јнтонова она подпишет сама. Ќо ≈лизавета јветовна отправила мен€. ќна договорилась с секретарем ћарией јлександровной, чтобы мен€ пропустили к ќлегу  онстантиновичу. ќн был в курсе этих работ, т.к. Ўахатуни ему об этом рассказывала. » вот €, молодой специалист, попадаю к јнтонову с отчетом и сопроводительным письмом, которым этот отчет рассылалс€ руководител€м отраслевых институтов ÷ј√», ¬»јћ и ¬»Ћ—. ј письмо Ўахатуни написала довольно жесткое. я показываю все это јнтонову, а он говорит, что письмо надо исправить и см€гчить, что сам и делает. я возражаю, т.к. его уже согласовала Ўахатуни, на что ќлег  онстантинович очень м€гко и деликатно рассказывает мне, почему надо переделать письмо. я потом еще несколько раз встречалс€ с ќ. . јнтоновым в разных ситуаци€х и у мен€ сложилось впечатление, что от него исходило «солнечное тепло». ѕосле встречи с этим выдающимс€ ”ченым,  онструктором, ќрганизатором и „еловеком хотелось работать и буквально «лететь»!

¬скоре нам представилась возможность изучить конструкцию зарубежных самолетов. ¬ Ўереметьево под ћосквой потерпел катастрофу самолет ƒ—-8 €понской авиакомпании, а затем на  ольском полуострове истребител€ми был «посажен» самолет ¬-707 корейской авиакомпании, который заблудилс€ и попал в воздушное пространство ———–.

¬ ћћ« генерального конструктора —.¬. »люшина были собраны куски конструкций, и Ўахатуни послала мен€, чтобы € отобрал необходимые образцы дл€ исследований и изучени€. “акже испытани€ их проводились и в ÷ј√», в частности, на живучесть (длительность роста трещины и остаточна€ прочность при наличии трещины).

–езультатом этих исследований и др. впоследствии стало широкое применение в конструкции самолета јн-124 крепежа с нат€гом и сплавов высокой чистоты, повышение культуры и качества в серийном производстве, внедрение новых технологических процессов, в частности, дробеструйной обработки панелей и деталей и др., что позволило существенно повысить ресурс и коррозионную стойкость силовых конструкций.

Ѕыл проведен огромный объем исследовательских, научно-прикладных и конструкторских работ, а также учтен негативный опыт эксплуатации самолета —-5ј, в частности, ранние усталостные повреждени€ крыла в эксплуатации. ќни так старались уменьшить массу конструкции планера при создании самолета, что совсем забыли о ресурсе.  огда они начали осуществл€ть интенсивные перевозки во врем€ войны во ¬ьетнаме, то быстро обнаружили по€вление трещин в крыль€х и сначала были вынуждены уменьшить массу перевозимого груза, а впоследствии помен€ть на всех самолетах крыль€ на новые с более высоким ресурсом.

ќстро сто€ла проблема выбора полуфабрикатов (прессованные панели или катаные плиты) дл€ изготовлени€ силовой конструкции крыла самолета јн-124. ƒело в том, что за рубежом дл€ крыльев пассажирских самолетов, которые имеют огромный ресурс, примен€ютс€ катаные плиты с приклепанными к ним стрингерами (исключение составл€ют военно-транспортные самолеты —-141 и —-5ј, где используютс€ прессованные панели), а в ———– больше примен€лись прессованные панели, где обшивка и стрингер составл€ют одно целое. Ёто было св€зано с тем, что дл€ производства самолета јн-22 и с учетом на перспективу в отрасли были разработаны и построены уникальные горизонтальные прессы мощностью 20000 тонн дл€ изготовлени€ прессованных панелей и вертикальные прессы мощностью 60000 тонн дл€ изготовлени€ крупногабаритных штамповок. “акого оборудовани€ не было нигде в мире. ¬ конце 1970-х годов такой вертикальный пресс купила в ———– даже металлургическа€ фирма «ѕешине» во ‘ранции. ¬ крыль€х самолетов јн-24, јн-72, јн-22, »л-62, »л-76, »л-86 и др. широко примен€лись прессованные панели и поэтому на серийных авиационных заводах было оборудование и технологии их изготовлени€.

¬ начале 1970-х годов в —оветском —оюзе рассматривалась возможность закупки у фирмы Ѕоинг пассажирского широкофюзел€жного самолета ¬-747. ¬ г. Ёверетт, где строили эти самолеты, летала больша€ делегаци€ руководителей ћјѕ, ќ Ѕ и институтов. »х впечатлило увиденное на производстве и, особенно, автоматическа€ клепка панелей крыла, а также то, что ресурс этого самолета составл€л 100000 летных часов. ѕотом специалисты фирмы Ѕоинг прилетали с докладами о самолете ¬-747 в ———–, где принимала участие и ≈лизавета јветовна. ѕосле приезда в  иев она собирала нас и рассказывала об этой встрече.

¬печатленные увиденным на Ѕоинге, все отраслевые институты зан€ли позицию, что надо крыло самолета јн-124 делать сборной конструкции из катаных плит! ћы же зан€ли позицию, что крыло надо делать из прессованных панелей. » тут, как говоритс€, нашла коса на камень. Ќаши конструкторы и технологи показали, что в случае применени€ прессованных панелей с законцовкой можно применить фланцевый стык, а не срезной, что упрощает стыковку концевой и центральной части крыла и снижает трудоемкость, упрощает герметизацию кессона крыла. Ќо нам надо было еще доказать, что и ресурсные и весовые характеристики такого крыла будут не хуже.

ћы подготовили и согласовали с институтами большую ѕрограмму сравнительных испытаний, и летом 1976 года € полетел на “ашкентский авиационный завод, где руководителем нашего филиала был ».√. ≈рмохин. ¬ это врем€ здесь строили самолет »л-76, крыло которого делали из прессованных панелей. ћне выделили в помощники  .». ƒемидова, и мы отобрали 10 прессованных панелей из сплава ƒ16“, которые отличались в пределах допуска по прочности и по химическому составу. —огласно «ѕрограмме...», завод должен был изготовить сотни различных образцов разных размеров дл€ испытаний на усталость и живучесть и разослать их в ÷ј√», ¬»јћ и  ћ«. ¬ыполнение всей этой работы, не специфичной дл€ серийного завода, потом и обеспечивали ≈рмохин с ƒемидовым. ѕотом € поехал в ћјѕ, где руководство  ћ« решало вопрос, чтобы мен€ прин€ли на ¬оронежском авиационном заводе, а также согласовали и выполнили ѕрограмму испытаний. »з ћосквы € поехал в ¬оронеж, где производили самолет »л-86, в конструкции центральной части фюзел€жа которого примен€лись катаные плиты сплава ƒ16“. я отобрал 3 плиты, согласовал ѕрограмму, решил все вопросы и ознакомилс€ с заводом.

Ѕлагодар€ огромным усили€м Ўахатуни и руководства  ћ«, были получены от ћјѕ средства и закуплено специальное испытательное оборудование фирмы «Ўенк» (—Ўј), на котором проводились различные испытани€ крупногабаритных конструктивных образцов. «анималс€ этим вопросом ¬.¬. ћуратов. Ѕыло закуплено и менее мощное оборудование, и организована бригада под руководством √.». ’анина, котора€ занималась многочисленными испытани€ми небольших образцов. ѕотом ≈лизавета јветовна создала бригаду фрактографических исследований и «выбила» специальный микроскоп дл€ исследований трещин. –уководителем бригады была назначена Ћ.ћ. Ѕурченкова, высококвалифицированный специалист в этой области. ¬о всех этих вопросах и по уровню довери€ к полученным результатам мы за очень короткий срок достигли уровн€ лабораторий ÷ј√» и ¬»јћ, которые считались лучшими в отрасли, а в ———– и подавно!

¬ результате выполненного огромного объема испытаний в 3-х разных лаборатори€х сплава ƒ16“ было показано, что:

 

  • прессованные панели превосход€т катаные плиты по статической прочности на 4 кг/мм2;
  • прессованные панели превосход€т катаные плиты по усталостной долговечности в 1.5 раза;
  • скорость роста усталостной трещины в прессованных панел€х ниже в 1,5 раза, а в€зкость разрушени€  — выше на 15%.

 

ƒалее предсто€ла огромна€ работа ¬»Ћ— и ¬—ћќ« по освоению длинномерных (30 метров) панелей с законцовкой дл€ концевой части крыла, крупногабаритных профилей дл€ лонжеронов и массивных прессованных полос дл€ центральной части крыла, технологии их изготовлени€, а также по литью крупногабаритных уникальных слитков, созданию и освоению оборудовани€. —ледует отметить, что ¬—ћќ« был крупнейшим металлургическим заводом. ќн изготавливал все виды крупногабаритных прессованных и штампованных полуфабрикатов дл€ большинства самолетов марки «јн», поэтому у нас были очень тесные и близкие св€зи. Ќа заводе дл€ выплавки алюминиевых сплавов примен€лись электрические печи, (на других заводах - газовые), что повышало чистоту металла. “акже все титановые заготовки дл€ самолетов, и полуфабрикаты дл€ корпусов подводных атомных лодок изготавливались на этом заводе, не говор€ уже о заготовках лопаток дл€ реактивных двигателей и многом другом. ”дивительные были Ћюди и  оллектив, решающие самые передовые задачи в авиационной отрасли и оборонной промышленности ———–!

—ледует отметить, что требовани€ к ресурсу со стороны «аказчика (военных) дл€ стратегического военно-транспортного самолета јн-124 были очень легкие - это 16000 летных часов и 4000 полетов, причем около 60-70% полетов тренировочные, то есть без полезной нагрузки. “ем не менее, руководство  ћ« решило, что негоже создавать такой уникальный самолет с таким маленьким ресурсом. », в дальнейшем, жизнь подтвердила их предвидение.

¬ €нваре 1977 года руководством  ћ«, с подачи Ўахатуни, было прин€то решение о создании группы « онструкционна€ прочность металлов», и мен€ назначили руководителем этой группы. ” нас уже работал ≈.ј. «ахаренко, и мне предсто€ло найти лучших реб€т дл€ этой работы. я ходил по отделам, спрашивал, советовалс€, и мне удалось подобрать отличных (во всех смыслах) молодых специалистов: ».—. ¬оронцова, потом позже ¬.  узнецова, которые занимались алюминиевыми сплавами, ¬.¬. √речко - титановые сплавы, и ј.ѕ.  овтуна - конструкционные стали. ѕозже ≈лизавета јветовна предложила расширить исследовани€, и мы вз€ли ј.». Ќиколайчика, который занималс€ остаточными напр€жени€ми в штамповках и детал€х из них. Ёти специалисты проводили огромный объем исследований, анализ полученных результатов, анализ зарубежной литературы, обработку результатов и составление отчетов и др. ѕоскольку € значительную часть времени проводил в длительных командировках на металлургических и авиационных заводах (дл€ решени€ производственных вопросов мен€ туда посылал первый зам. генерального конструктора и главный конструктор по самолету јн-124 Ѕалабуев ѕ.¬.), то группой фактически руководила ≈.ј. Ўахатуни.

¬ отделе –»ќ-1 ≈.ј. Ўахатуни была организована огромна€ работа по изучению зарубежного опыта по различным направлени€м. ¬ыписывались отечественные и зарубежные научные журналы. —пециально введенным в штат отдела переводчиком ћ.Ќ. Ўнайдманом проводились поисковые работы по всему новому в области прочности, ресурса, материалов и сплавов. ¬се это переводилось, анализировалось и внедр€лось. Ќапример, во врем€ войны во ¬ьетнаме потерпел катастрофу новейший тактический бомбардировщик F-111ј. –езультаты исследований вы€вили, что причиной €вилс€ незначительный производственный дефект, от которого преждевременно и по€вилась трещина. «а рубежом начались работы в этом направлении, и мы тут не отставали. Ќа многочисленных и обычных и конструктивных образцах проводились испытани€ и отрабатывались методики расчетов —.ѕ. ћалашенковым. Ѕольшинством работ по исследовани€м на конструктивных образцах изд. «400» руководил ≈.“. ¬асилевский.

ѕоскольку за длительное врем€ работы с металлургами, изучени€ специальной литературы и зарубежных исследований € уже начал понимать некоторые закономерности в области создани€ сплавов и был хорошо знаком и со специалистами, и с руководител€ми институтов и металлургических заводов, то по€вилась иде€ создать сплавы конкретно дл€ самолета јн-124, благо, какие были нужны характеристики - мне было известно. ¬ ¬»Ћ— была команда друзей-единомышленников с огромными знани€ми и желанием делать эту работу - ј.ћ. ƒриц, ¬.Ѕ. «айковский, √.». Ўнейдер и др. ¬се мы были молодые, и трудности нас не смущали. ≈.ј. Ўахатуни поддержала нас в этом начинании.

ƒл€ нижних панелей (работают в полете на раст€жение) крыла пассажирских и транспортных самолетов примен€лись среднепрочные (44-48 кг/мм2) сплавы, где основным легирующим элементом была медь: 2024, ƒ16 и их производные. Ёти сплавы обладают высоким уровнем усталостной долговечности и живучести. ќни имеют сравнительно невысокую коррозионную стойкость. ѕоскольку уровень напр€жений в нижних панел€х крыла определ€етс€ (за исключением концов крыла, где толщина настолько мала€, что определ€етс€ конструктивно) только ресурсными характеристиками, то их значительное улучшение повышает весовую отдачу и ресурс самолетов. ¬ случае применени€ прессованных панелей важно было также гарантированно получать нерекристаллизованную структуру. Ётому способствует введение небольшого количества циркони€ в сплав.

ƒл€ верхних панелей (работают в полете на сжатие) крыла примен€лись высокопрочные сплавы на цинковой основе. Ёти сплавы также широко примен€лись дл€ крыльев истребителей и бомбардировщиков.

ѕоэтому все усили€ были направлены на то, чтобы несколько повысить пределы прочности и текучести, и существенно - ресурсные характеристики.

Ќо у нас были и другие проблемы. ƒл€ изготовлени€ длинномерных панелей и массивных прессованных полос, поковок и штамповок необходимо отливать крупногабаритные слитки диаметром до 1200 мм, и мы физически не могли идти на высокое легирование. ќсобенность транспортных самолетов - высокое расположение крыла, чтобы приблизить фюзел€ж к земле и упростить загрузку грузов. ¬ результате необходимо примен€ть очень массивные силовые шпангоуты, а также кронштейны креплени€ шасси, силовые низинки в районе креплени€ передних стоек и порога заднего грузолюка. ¬ самолетах с нижним расположением крыла такие массивные полуфабрикаты и детали из них не нужны.

“акже, в это врем€ стало общеизвестно, что примеси железа и кремни€, которые присутствуют во всех этих сплавах, существенно понижают живучесть. ѕоэтому содержание их в сплавах надо было максимально снижать. –азработка новых сплавов - дело не одного года, т.к. надо провести большой комплекс исследований и отработок сначала в лаборатори€х институтов, а затем в производстве и ќ Ѕ.

ћы только начали проводить эти работы, а уже нужно было определ€тьс€, а что же примен€ть дл€ проектировани€ и изготовлени€ самолета јн-124? Ќа основании полученных знаний были прин€ты следующие решени€: нижние панели крыла - прессованные панели сплава из сплава ƒ16 оч“ (оч - очень чистый); верхние панели крыла - прессованные панели из сплава ¬95оч“2; поковки и штамповки из сплава ƒ16оч“. “акже широко применили в конструкции планера листы и профили из алюминиевых сплавов повышенной чистоты (пч). ¬ ответственных силовых конструкци€х планера и шасси применены детали из титанового сплава ¬“22 и высоколегированной стали ¬Ќ—5. Ћистовой настил пола грузовой кабины выполнен из листов титанового сплава ¬“6. “акже титановые сплавы широко применены в самолетных системах, в частности, воздушных.

я вынужден прерватьс€ с рассказом о разработке новых сплавов, т.к. все усили€ в этот период были направлены на изготовление и поставку полуфабрикатов, а также изготовление деталей из них дл€ постройки первого самолета јн-124 дл€ летных испытаний и второго самолета дл€ статических испытаний.

 ак € уже говорил, мы применили дл€ самолета крупногабаритные длинномерные (30 м) прессованные панели с законцовкой и профили дл€ лонжеронов. Ѕольша€ длина выбрана из-за того, чтобы не делать дополнительный поперечный стык, т.к. это масса и трудоемкость. ¬ ¬ерхней —алде, где изготавливали эти полуфабрикаты, не было оборудовани€ дл€ их закалки и раст€жки. “акое оборудование было в Ѕелой  алитве –остовской области, т.к. там планировали развернуть производство длинномерных катаных плит. Ќо прокатный стан, закупленный за рубежом, сто€л и ржавел в €щиках. ƒл€ доставки этих панелей сначала в Ѕелую  алитву, а затем в “ашкент, где изготовл€ли крыло, сделали специальную железнодорожную платформу. » вот одного дн€ мен€ вызывает главный контролер  ћ« ¬.Ќ. ѕанин и говорит, что надо поехать на металлургический завод в Ѕелую  алитву посмотреть, как там идут дела. ћы втроем, включа€ начальника производства ќ.√.  отл€ра, поехали туда с ознакомительной поездкой. “ам уже находилась перва€ парти€ панелей. ј цех только что построили, и заводчане не знали с какой стороны к этим панел€м подходить. Ќачальство прокатилось и уехало в  иев, а мен€ оставили в заложниках, хот€ € не металлург и в этих делах ничего не понимал. ≈сли в ¬ерней —алде панели при закаливании опускались вертикально, то тут горизонтально, т.к. невозможно построить ванну глубиной 31 метр и мгновенно опустить туда панель. ѕри опускании панели, нагретой до температуры примерно 380°, в холодную воду температурой 20°, ее скрючивало страшным образом. ћы потратили, наверное, целый мес€ц, пока различными экспериментами не обеспечили приемлемую геометрию. Ќе буду раскрывать все секреты здесь. ѕотом оп€ть-таки экспериментальным путем определ€ли требуемую раст€жку полуфабрикатов с целью сн€ти€ остаточных напр€жений и получени€ необходимой геометрии. —ложности были из-за различной толщины регул€рного сечени€ и законцовки, а следовательно, различной степени деформации.

ѕозже мне в помощь прислали ведущего конструктора из отдела крыла  озаченко ј.¬. ¬двоем стало веселее не только работать, но и выживать, т. к. мы работали по 16 часов в сутки с перерывом только на сон и без выходных, т.к. сроки поджимали. ѕерешли к следующей стадии - проверке на наличие дефектов, вы€вл€емых методами ультразвукового контрол€. » тут мы ужаснулись! „исло таких дефектов (расслоений) внутри металла достигало 3000-5000 штук. » они не располагались равномерно, а какими-то п€тнами, как будто-бы кто-то «расстреливал» эту панель из дробовика. Ќикто не мог гарантировать, что это не развалитьс€ в первом же полете. » так вс€ перва€ парти€ панелей. ƒелать нечего - мы поехали в  иев докладывать начальству. ѕосле того, как € доложил ѕ. ¬. Ѕалабуеву, он собрал совещание у генерального конструктора ќ. . јнтонова. Ќас было немного.  роме перечисленных, были главный технолог ».¬. ѕавлов, начальник подразделени€ конструкции планера ¬.«. Ѕрагилевский, начальник отдела крыла √.ѕ. √индин, мы с  озаченко и еще насколько человек. я кратко доложил о проблемах. ѕосле чего ќлег  онстантинович поставил вопрос - что делать и какие будут предложени€? ѕ.¬. Ѕалабуев, который как главный конструктор по самолету јн-124 отвечал за сроки, предложил разрезать панели и сделать дополнительный поперечный стык. Ѕрагилевский долго говорил, но что он предлагал € так и не пон€л.  огда мне дали слово, то € сказал, что мы постараемс€ и сделаем длинномерные панели. «ачем € это говорил, до сих пор не понимаю, т.к. от мен€ ничего не зависело. Ќаверное, по молодости. ѕосле чего ќлег  онстантинович вз€л всю ответственность на себ€ и прин€л решение продолжить работу по обеспечению качественных длинномерных панелей. ‘актически качество по дефектам обеспечивали в ¬ерхней —алде, а не Ѕелой  алитве.

ѕоехали мы сразу после совещани€ в Ѕелую  алитву. “ам было огромное совещание представителей институтов, руководителей из “ашкента, которых тоже поджимали сроки (они изготавливали центральную и концевые части крыла), также прилетел ѕ.¬. Ѕалабуев. ѕосле совещани€, перед отлетом, Ѕалабуев отвел мен€ в сторону и сказал - «„то хочешь делай, но обеспечь панел€ми первый самолет!». ѕришлось нам с  озаченко здорово рисковать и брать ответственность на себ€. ћы уже ориентировались не только в количестве дефектов, но и в том, как они располагаютс€ в конструкции детали, т.к. значительное количество металла в процессе фрезеровани€ удал€етс€. ¬ сложных ситуаци€х созванивались с конструкторами в  иеве и они анализировали расположение дефектов и их вли€ние на прочность. Ќа прот€жении нескольких мес€цев, с окт€бр€ 1978 по апрель 1979 года, мы обеспечили необходимое количество панелей дл€ изготовлени€ первого крыла, хот€ количество дефектов в них достигало иногда до 1000-1500. –абота, ответственность и напр€жение до того изнур€ли, что через 3 недели начинала «ехать крыша» и мы на 2-3 дн€ ехали домой с докладом и хот€ бы одним глазом увидеть семью. ѕосле доклада ѕ.¬. Ѕалабуеву он уже на следующий день вызывал и спрашивал, чего ты здесь сидишь, давай, езжай обратно.

я точно не помню, но, наверное, около 50% панелей уходило в брак. Ѕольшое количество некондиционных панелей мы забрали в  иев, где потом изготовл€ли образцы и проводили различные испытани€.

Ћетом 1979 года пришла нова€ беда, теперь уже из “ашкента. Ќачали растрескиватьс€ огромные заготовки деталей из поковок сплава ƒ16оч“ после закалки. ƒл€ первых самолетов детали делают из поковок, т.к. изготовление штампов - длительный процесс. ¬ ћинистерстве собрали и срочно отправили туда большую  омиссию из представителей ¬»јћ, ¬»Ћ— и ћјѕ. ќт  ћ« - мы с Ўахатуни. ѕриехали мы туда, а там пор€дка 10 заготовок деталей уже треснули. ѕоскольку поковка - очень огромна€, например, дл€ силовых шпангоутов - около 4 м в длину, шириной 0.8 м, толщиной 0.3 м и массой до 3 тонн, то ее предварительно фрезеруют, оставл€€ только черновой припуск. Ёто необходимо, чтобы скорость охлаждени€ была высокой и деталь имела требуемые прочностные и коррозионные свойства. ѕосле ознакомлени€ с ситуацией сидим мы - все члены комиссии за большим столом и думаем, что же это за напасть, что делать? ¬ это врем€ приход€т все новые и новые сообщени€: еще треснула заготовка и еще. —чет пошел уже за 2 дес€тка!

¬»јћ предложил сплав ¬93пч“2. ѕоскольку предел прочности этих сплавов одинаковый (44 кг/мм2), то не пришлось мен€ть чертежи. ј поскольку сплав ¬93 закаливаетс€ в гор€чей воде, то закалочных трещин в крупногабаритных заготовках из поковок не возникает, в отличие от сплава ƒ16, который закаливаетс€ в холодной воде. Ќаписала  омисси€ –ешение, в котором ≈лизавета јветовна все-таки насто€ла, чтобы был пункт: продолжить работы по сплаву ƒ16оч“ дл€ поковок и штамповок изд. «400».

ѕродолжились мои поездки на металлургические заводы и в “ашкент, дл€ обеспечени€ постройки первого, а затем и второго самолета јн-124.

¬есной 1982 года ѕетр ¬асильевич вз€л мен€ на совещание в ћинистерство, которое проводил министр ».—. —илаев. –ассматривалс€ вопрос обеспечени€ полуфабрикатами серийного производства самолета јн-124. —ерийное производство запустили, не ожида€ результатов летных испытаний, т.к. ———– уже очень отстал от —Ўј по количеству и качеству стратегических военно-транспортных самолетов. ”тром он поехал на квартиру привести себ€ в пор€док, а € поехал в ћјѕ. ¬стретились в зале заседаний, где начали собиратьс€ различные руководители. ѕотом ѕетр ¬асильевич говорит: «...у мен€ дела и € пошел, а ты докладывай». я впал в ступор. ѕришел ћинистр, академики, начальники институтов и руководители металлургических заводов и —илаев спрашивает, ну где здесь докладчик. ƒелать нечего, € беру плакаты и иду их развешивать.  огда € готовил плакаты на совещани€, ≈лизавета јветовна мен€ учила: «там, говорит, начальники, они пожилые и плохо вид€т. ѕоэтому ¬ы пишите на плакатах мало и крупными буквами». я так и сделал. ¬ общем, заика€сь и, дрожа от страха, € начал доклад. —начала € рассказал о сплавах, примен€емых за рубежом, и о том, что мы отстаем по характеристикам. »ван —тепанович вопросительно обернулс€ к руководител€м ¬»јћ и ¬»Ћ—, на что те стали доказывать, что это не так и у нас все одинаково. ѕоскольку мен€ никто не поддержал, пришлось переходить ко второму вопросу. ƒоложил о многочисленных дефектах в полуфабрикатах и большом количестве брака. “ут уже было крыть нечем и все согласились. ¬ протоколе записали, чтобы институты провели работы и повысили качество полуфабрикатов с целью значительного сокращени€ брака, а металлургические заводы увеличили количество выпускаемых полуфабрикатов, дл€ обеспечени€ серийного производства самолета.

¬первые в отрасли дл€ всех полуфабрикатов самолета јн-124 были внедрены паспорта, где приводилс€ весь комплекс свойств. Ѕыли использованы результаты испытаний не только ¬»јћ, но и  ћ«. “акже впервые в отрасли дл€ этих полуфабрикатов внедрили на металлургических заводах контроль в€зкости разрушени€.

ѕараллельно в ¬»Ћ— на прот€жении 2-х лет широко развернулись работы по исследованию вли€ни€ различных легирующих элементов на весь комплекс свойств. ќтливались многочисленные слитки и прессовались полосы, а из ковочных сплавов ковали поковки. ќтрабатывалась технологи€ их изготовлени€, температурные режимы и режимы старени€. ѕосле чего изготовл€лись образцы и проводились испытани€ на прочность, ресурсные характеристики и коррозионную стойкость в ¬»Ћ— и  ћ«. ¬о все исследуемые сплавы вводилс€ цирконий, как легирующа€ добавка, т.к. это улучшало ресурсные свойства.

ѕосле большого объема исследований были выбраны химические составы и технологи€ изготовлени€ дл€ промышленного опробовани€. Ѕыла написана «ѕрограмма исследований...» и € поехал в ¬ерхнюю —алду, где договорилс€ с руководством об изготовлении опытной партии длинномерных панелей и крупногабаритных поковок самолета јн-124 из новых сплавов. ”дивительное было врем€!!! ѕотом эти полуфабрикаты прибыли на  ћ«, где из них были изготовлены образцы и отправлены дл€ испытаний в ¬»Ћ—, ÷ј√» и ¬»јћ. –езультаты испытаний подтвердили преимущества этих сплавов по всему комплексу свойств по сравнению со сплавами, примен€емые дл€ изготовлени€ ответственных силовых конструкций самолета јн-124. ѕотом позвонил ј.ћ. ƒриц и сказал: «Ѕудем оформл€ть авторские изобретени€ на указанный состав сплавов» и в список авторов нужно включить и специалистов ¬»јћ. я сильно возмутилс€ и сказал: «ј они-то зачем? ќни ведь ничего не делали». Ќа что опытный в этих делах јлександр ћихайлович ответил «если мы их не включим в авторский коллектив, то фиг мы внедрим эти сплавы». Ѕез одобрени€ ¬»јћ невозможно было применить что-то в самолетах. я также к ≈лизавете јветовне и предложил включить ее в состав авторов. ќна возмутилась и сказала: «ј € то здесь при чем? ¬ы занимались - вот и достаточно». я пыталс€ ей доказать, что без ее поддержки ничего этого не было бы. Ќо она не стала со мной дальше разговаривать. ¬от что значит благородный и интеллигентный человек! ¬ дальнейшем эти сплавы получили новые наименовани€ - 1161, 1973 и 1933.

Ќо это еще не все. ѕосле того, как самолет уже был запущен в серию и проведены статические и, частично, усталостные испытани€ (кстати, по инициативе ≈.ј. Ўахатуни, на одном экземпл€ре самолета, что еще никому в мире не удавалось) ≈лизавета јветовна сумела внедрить эти новые сплавы в серийное производство самолета јн-124! Ќижние панели крыла стали изготавливать из сплава 1161“, верхние - из 1973“2, штамповки - из 1933“2. ¬ дальнейшем во всех новых самолетах јн-225, јн-70, јн-148 и др. эти сплавы стали широко примен€тьс€.

¬ 1986 разработчики этих сплавов, включа€ и мен€, стали лауреатами ѕремии —овета ћинистров ———–.

¬ 1982 году € пришел к ≈лизавете јветовне и сказал, что хочу заниматьс€ самолетами, т.к. в отделе прочности у мен€ не было перспектив. Ўахатуни пошла к ѕетру ¬асильевичу и он дал добро на мой перевод в недавно созданную службу ведущих конструкторов по самолету јн-70. ¬от таким удивительным и светлым „еловеком была ≈лизавета јветовна Ўахатуни!

¬ 1985 году € был назначен руководителем группы ведущих конструкторов по созданию самолета јн-225. » здесь уже мы сразу внедрили новые алюминиевые сплавы 1161“, 1972“2 и 1993“ во всех силовых конструкци€х крыла, фюзел€жа и хвостового оперени€. Ёто позволило обеспечить невиданную в мировом самолетостроении грузоподъемность - 250 тонн, при обеспечении заданного в “« ресурсе. Ќесомненно, что в дальнейшем этот ресурс будет значительно увеличен по аналогии с самолетом јн-124.

“о, что мы разработали и применили более 35 лет назад в самолете јн-124, было потом внедрено на всех новых самолетах марки «јн»:  јн-70, јн-140, јн-148, јн-158, јн-178 и др. ¬ насто€щее врем€ некоторые из наших наработок примен€ет фирма Ѕоинг в конструкци€х новейших самолетов ¬-787 «ƒримлайнер», ¬-747-8 и др. ƒаже название самолета стащили: «ƒрим-ћечта-ћр≥€», ведь это название придумал Ѕалабуев ѕ.¬. дл€ самолета јн-225 «ћ–≤я». ¬ этих самолетах широко примен€ютс€ монолитные фрезерованные детали из алюминиевых сплавов и, особенно, из титановых сплавов. ƒело в том, что механическа€ обработка сложных по геометрии деталей на современных станках с высочайшей скоростью фрезеровани€, оказываетс€, существенно дешевле в производстве, чем изготовление сборной конструкции, где много ручного труда. «начительно снижаетс€ количество деталей, рабочих операций, рабочих мест, крепежных элементов, оснастки и т.д. Ѕоинг даже создал с ¬—ћќ« (теперь ј¬»—ћј) совместное предпри€тие по производству заготовок и деталей из титановых сплавов.

ј. ¬овн€нко , инженер в расчетно-исследовательском отделе (–»ќ-1) 1973-75 г.г., ведущийи инженер, зам.начальника бригады 1975-77г.г, ведущий инженер, начальник группы «конструкционна€ прочность металлов» 1977-78 г.г., ведущий конструктор, начальник группы 1978-82 г.г.