18.10.19 

О будущем Черновицкого аэропорта и может ли он стать частным?Аэропорт нуждается в реконструкции взлетно-посадочной полосы и аэровокзала.

6 октября в КП «Международный аэропорт « Черновцы » им. Леонида Каденюка » закончилась летняя программа. Поэтому пока самолеты отсюда летают только в Киев. Это регулярный ежедневный рейс, рассказывает директор предприятия Борис Морской. По его словам, черновицкое аэропорт может принимать только один тип самолетов - Embraer 190, которые сейчас использует для полетов только авиакомпания МАУ. «При той инфраструктуре, которую мы сейчас используем, ни  о каком увеличении количества рейсов речь идти не может, - говорит Борис Морской. - Наш аэровокзал строился в 1933 году, с тех пор он не претерпел практически никаких изменений. Единственное, что там в советские времена, или уже в период независимости, то достраивали, потому что требования к помещениям таможенной и пограничной служб постоянно меняются. Для того, чтобы соответствовать международным нормам, в аэропорту должно быть багажное отделение. Его никогда на черновицком аэропорту не было, говорит Борис Морской. Так же как и не было комнаты для перемещенных лиц: «Это пассажиры, прилетевшие к нам и у них возникли проблемы с документами. Такое бывает. Их надо с этой стерильной зоны, куда они попали, куда переместить. Ведь зайти на нашу территорию они не имеют права, а, например, рейса, их может отправить назад, на данный момент нет. Необходимо иметь такое помещение для того, чтобы эти пассажиры могли находиться в нейтральной зоне до тех пор, пока не улетят обратно ».

О будущем Черновицкого аэропорта и может ли он стать частным?Пассажиры всегда получали багаж на улице

Директор аэропорта говорит: иногда пассажиры жалуются на то, что вынуждены получать свой багаж на улице, но здесь так было всегда. «Мы все помним, как раньше подъезжал грузовой автомобиль, и людям оттуда раздавали вещи. Сейчас та же ситуация, просто она более цивилизованная. Пассажиры получают свои вещи под терминалом и выходят из аэровокзала через зал посадки, то есть какого-то отдельного места нет. Мы практиковали, чтобы люди выходили через ворота, но это также неправильно, поэтому пассажиры выходят в тот самый зал, где проходит регистрация и создает неудобства », - рассказывает Борис Морской.

Некоторым "заплаткам" на перроне - 20 лет

В 2015 году часть взлетно-посадочной полосы аэропорта была разрушена и выведена из эксплуатации, аэропорт не принимал ни одного регулярного рейса. Регулярные полеты возобновились через год, когда полосу удалось починить. С тех пор, говорит Борис Морской аэропорт снова начал развиваться, и уже в 2018-м году смог обслужить более 73 000 пассажиров. Примерно такое же количество выйдет и в этом году, но это - максимум, на который способен черновицкое аэродром при нынешней инфраструктуре, отмечает директор предприятия. «Сейчас вся наша инфраструктура напоминает пеструю одеяло. Где клочками делается ремонт, а где-то когда-то наступит такое время, что уже просто не к чему пришивать следующую заплату. На перроне есть участки, которые в последний раз ремонтировали 20 лет назад, это при том что срок службы асфальтовых покрытий 10 лет. Поэтому мы используем стоянки, которые в нормальном виде, мы их содержим », - говорит Борис Морской.

Один из вариантов развития - государственно-частное партнерство

Как рассказал директор аэропорта, сейчас перед командой стоит две задачи: первая - это содержание предприятия в надлежащем рабочем состоянии; второе - стать хорошим аэропортом, который сможет предоставлять качественные услуги в регионе. Последнее возможно лишь при условии полной реконструкции аэропорта. Ведь черновицкое аэропорт имеет хороший потенциал и при должной инфраструктуре сможет обслуживать и до одного миллиона пассажиров в год, уверен Борис Морской. В прошлом году в Черновцах состоялась встреча представителей Министерства инфраструктуры Украины и консультантов международной финансовой корпорации, пригласили также министра транспорта Румынии. Встреча состоялась в рамках первого этапа пилотного проекта концессии аэропортов. В результате первого этапа эксперты определили четыре аэропорта в Украине, которые можно предложить на концессию. Это означает, что аэропорт может перейти в управление частной компании. Аэропорты, которые определили эксперты - это аэродрома Львова, Херсона, Запорожья и Черновцов. Вскоре начнется реализация второго этапа пилотного проекта. Это - совместная программа Правительства, Министерства инфраструктуры и международных финансовых корпораций. Экономическая и юридическая группы начнут работать в Черновицком аэропорту уже в этом месяце для того, чтобы определить, насколько привлекательным он может быть для инвесторов. После этого эксперты предоставят рекомендации местной власти, как лучше развивать аэропорт. По словам Бориса Морского, возможны несколько вариантов развития Черновицкого аэропорта: «Это может быть пакетная концессия четырех аэропортов, некая корпорация, или это будут группы аэропортов, или каждый аэропорт отдельно. Но уже будет серьезный вывод, насколько этот аэропорт привлекательный, и местная власть будет решать, как действовать дальше ». 10 октября анонсировали программу действий правительства в сфере авиатранспорта, основная цель которой - чтобы украинцы чаще пользовались авиатранспортом. Среди задач - снижение средней стоимости билета, увеличение пассажиропотока на 60 процентов. Для этого планируют снять НДС на внутренние рейсы, сделает билеты на самолеты дешевле. На международные полеты НДС нет, поэтому часто билеты на международные авиарейсы бывают дешевле, чем на внутренние. Рост пассажиропотока, по мнению чиновников, должно произойти за счет развития региональных аэропортов. Реконструкция взлетно-посадочных полос в семи аэропортах Украины государство берет на себя. С концессионерами планируют работать по развитию аэропортовых комплексов. «У нас бытует мнение, что концессионер - это какой-то местный дядя, который займет аэропорт и доведет его до банкротства, или использовать как-то не по назначению. Однако практика показывает, что львиная доля аэропортов в мире находится в концессии. Есть такие организации - аэропортовые операторы, которые этим занимаются профессионально, они берут аэропорт в концессию с нуля и доводят его до максимальной возможности использования. Такие компании давно интересовались украинскими аэропортами. Вот, например, компания «Винчи» управляет 36 аэропортами в 7 странах мира: Франции, Португалии, Камбоджи, Бразилии, Чили, Доминиканской Республике и Японии. За год аэропорты компании обслуживают 157 000 000 пассажиров », - рассказал Борис Морской.

О будущем Черновицкого аэропорта и может ли он стать частным?Чиновник говорит, что в Украине есть ряд аэропортов, которые уже работают по программе частно-государственное партнерство, это аэродрома в Ивано-Франковске, Днепре, Харькове, Одессе и аэропорт Жуляны. В этих аэродромах есть доля частного капитала. Такой вариант в Кабмине предлагают и Черновцам. «Владелец, в нашем случае - город, получает от этого двойную выгоду: платится концессия и часть из прибыли аэропорта, кроме того, он имеет действующий аэропорт, который привозит пассажиров, покидающих деньги в городе. Это ошибочное мнение, что аэропорт - коммунальное предприятие, главная задача которого платить налоги в бюджет города, не все понимают, что аэропорт нужно для того, чтобы сюда прилетали пассажиры, которые будут оставлять здесь деньги: туристы, делегации. Наличие аэропорта - это имидж города », - отмечает Борис Морской.

 На реконструкцию взлетно-посадочной полосы нужно 500 млн. грн.

Проектно-сметная документация на реконструкцию взлетно-посадочной полосы Черновицкого аэропорта уже прошли государственную экспертизу. Стоимость работ около 500 000 000 гривен. «Реконструкция предусматривает наращивание полосы, расширение полосы. У нас сейчас полоса 42 метра, а по международным стандартам она должна быть 45 метров. Также предусмотрено продление взлетно-посадочной полосы и реконструкция перрона. Перрон на данный момент не имеет дренажной системы, он проседает. Если в ближайшее время не сделаем реконструкцию, то будем летать с Сучави и Львова, это при том, что потенциал у нас есть », - говорит Борис Морской. Директор Черновицкого аэропорта уверяет, что готовится к реконструкции аэропорта, потому что верит в лучшее, и другого выхода не видит. Читайте также: Черновицкой таможни выделили помещение на территории аэропорта Региональные аэропорты стали коммунальной собственностью уже во времена независимости, говорит Борис Морской. В начале своего становления государство просто не могла всех их содержать. Тогда как региональная власть не была готова их принять, потому что содержание аэропорта - это дорогое удовольствие. Поэтому пока часть региональных аэропортов просто не работают и являются убыточными. «Мы пока нормально стоим на ногах и имеем регулярный рейс. Конечно же, Черновицкий аэропорт потерял пассажиров, которые сейчас летают с Сучави и Львова, но как только у нас будет нормальная инфраструктура и мы получим такое же финансирование, которое оказали на развитие упомянутых аэропортов, наш пассажир к нам вернется », - говорит Борис Морской.

Источник ACC