03.09.20 

ImageО создании легких многоцелевых вертолетов в Украине речь идет не со вчера. К сожалению, довести дело до серийного производства еще никому из отечественных производителей не удалось.

Впрочем, специалисты ООО «Авиационная компания « Вектор », которое входит в Лигу оборонных предприятий Украины, уже несколько лет очень активно работают над этим проектом - создании серийного производства легких многоцелевых вертолетов ВМ-4 и их модификаций.

Кстати, большинство стран-членов НАТО активно используют многоцелевые легкие вертолеты. К сожалению, в Вооруженных Силах Украины авиапарка такого типа пока нет.

Генеральный директор «Авиационной компании « Вектор»Анатолий Козубенко рассказал, что особенностью ВМ-4 является, в отличие от зарубежных аналогов, наличие двух поршневых двигателей. То есть в случае отказа одного из двигателей вертолет сможет продолжать управляемый полет с полной загрузкой, найти место для посадки и безопасно ее осуществить. Кроме того, два поршневых двигателя существенно расширяют сферу их применения в тех местах, где требуется высокая степень безопасности полета - густонаселенная инфраструктура города, горные и лесные массивы, морская акватория и тому подобное.

Стоит добавить, что в зависимости от типа двигателей, может использоваться автомобильный бензин А-95, авиационный бензин 100LL или дизельное топливо. В перспективе предполагается разработка пятиместного вертолета с двумя поршневыми двигателями и разработка легких вертолетов с применением гибридных силовых установок.

«Авиационная компания « Вектор » уже получила патенты на легкий многоцелевой вертолет с двумя двигателями и вертолет с гибридной силовой установкой (в случае проблем с двигателем он некоторое время может работать на аккумуляторе).

По словам Анатолия Козубенко, ВМ-4 имеет различные модификации - для военных, полиции, медиков и тому подобное. Одной из них является легкий штурмовик ВМ-4В «Киборг», который способен в зависимости от потребностей, нести на себе неуправляемые ракеты АР-8, управляемые ракеты АР-8Л, противотанковый ракетный комплекс «Барьер», пулеметы ПКМТ.

ImageКорпус вертолета представляет собой конструкцию обтекаемой формы, выполненную из композитных и алюминиевых материалов. В сочетании с небольшими размерами вертолет становится малозаметной целью для радаров. В отличие от американского MD 500, у которого газотурбинный двигатель, ВМ-4 с поршневыми двигателями оставляет гораздо меньше тепловой след, благодаря чему вертолет представляет собой малозаметную цель для ракет с инфракрасной головкой самонаведения. Впрочем, при больших размерах и большим весом MD 500 может нести больше различного вооружения.

В любом случае, украинский «Киборг» при небольших размерах и высокой маневренности может быть эффективным в локальных военных операциях против вражеских танков, пехоты, осуществлять внезапные рейды на вражеские позиции. В свою очередь, модификация ВМ-4К «Нептун» является палубным вертолетом, который сможет, кроме ракетного оружия и пулемета, нести на себе гидроакустические буи и глубинные бомбы для борьбы с подводными лодками.

Другие модификации ВМ-4 могут использоваться для доставки боеприпасов или эвакуации раненых. Кстати, опыт американцев показывает большую эффективность и значение легких многоцелевых вертолетов во время боевых действий. Например, за весь период войны в Корее легкими вертолетами были эвакуированы около 50 000 раненых. А во Вьетнаме были эвакуированы до 95% раненых, при этом помощь оказывалась им в первые часы после ранения.

Надо отметить, что некоторый интерес к вертолету ВМ-4 проявили пограничники, потому что, как в прессе неоднократно писали, украинские волонтеры всячески помогают своими летательными аппаратами мониторить некоторые участки наших границ. Поэтому защита наших границ с помощью легких вертолетов является одним из важных шагов для их укрепления.

Кроме того, Анатолий Козубенко отметил, что цена одного базового ВМ-4 составляет около 350 000 долларов. Американские вертолеты такого класса стоят около 1 500 000 долларов.

Перспективная разработка украинского многоцелевого вертолета довольно дешевая по сравнению с зарубежными аналогами и может дать толчок вертолетостроению Украины. Более того, все детали, за исключением двигателей и некоторых комплектующих - украинского производства.

Проект по ВМ-4 рассчитан на 3 года в 3 этапа, в течение которых будет осуществляться разработка конструкторско-технологической документации, создание опытных образцов, их испытания и сертификация, а также подготовка к серийному производству. Начиная с четвертого года планируется производство первой партии вертолетов и его модификаций на производственных мощностях завода «Антонов» или на собственном заводе (если решение о его строительстве будет принято с инвестором).

Кстати, иностранцы уже заинтересовались ВМ-4. С одной из азиатских стран уже даже подписан соответствующий протокол - они заинтересованы в вертолетах украинской компании для своей полиции.

Источник armyinform