24.10.06 
В проекте Государственного бюджета Украины на 2007 год, по информации Минфина, предусмотрено израсходовать 350 млн. грн. на приобретение воздушных судов для государственных авиакомпаний. Речь идет о закупке самолетов не только украинского производства, но и иностранного, то есть национальная авиастроительная отрасль может рассчитывать лишь на часть от выделенной суммы.

На какую именно, в сообщении пресс-службы Министерства не говорится. Однако такие ли уж большие это средства для самолетостроительной отрасли - 350 млн. грн.? По мнению экспертов, вовсе нет. Даже если бы вся эта сумма была направлена отечественным авиастроителям, она была бы ниже потребности в государственном финансировании. По расчетам специалистов, пассажиропоток на внутренних воздушных линиях Украины в 2006-2010 годах возрастет в два раза и превысит 1 млн. пассажиров в год. Поэтому на обновление парка региональных авиамашин, учитывая завершение авиаресурса Ан-24 и Як-40, и удовлетворение возросшего спроса на воздушные перевозки, украинским авиакомпаниям нужны по меньшей мере двадцать один самолет Ан-140 и тринадцать - Ан-148. Переводя на деньги, это от 400 до 470 млн. гривен ежегодно.

В проекте Государственного бюджета Украины 2007 года предусмотрено 5 млрд. 890 млн. грн. на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования. Можно, конечно, гордиться, что это на 14,3% больше по сравнению с 2006 годом и на 66% больше уровня 2005 года. Она на самом деле должна быть в десять раз больше. Тогда как же быть с концентрацией финансирования на стратегических, решающих направлениях? Решение направить в следующем году 140 млн. грн. на комплексную реконструкцию, расширение и техническое переоснащение коммунального предприятия "Международный аэропорт "Донецк" при условии хронического недофинансирования самолетостроения выглядит небезукоризненно.

Украинскому авиастроению сегодня необходима помощь. Есть два пути развития: либо частные инвестиции, либо государственное финансирование. Бразильцы выбрали первое, и их "Эмбраер" - весьма востребованный региональный самолет в мире. Россияне в свой "Суперджет" вкладывают "нефтедоллары", и о таком государственном финансировании украинские самолетостроители могут только мечтать. При этом все они выступают между собой фактически жесткими конкурентами.

Учитывая еще и политический фактор, с которым россияне подходят ко всем чувствительным сферам сотрудничества с украинскими партнерами, эксперты констатируют, что негибкая ориентация на сотрудничество только с российским авиапромом изначально была ошибкой. Нужно активно задействовать и другие векторы, среди которых наиболее привлекательным выглядит европейский. Так, в прошлом году между Украиной и компанией EADS, владеющей 80% акций европейского концерна Airbus Industries был подписан меморандум о сотрудничестве и создано пять рабочих групп. Поэтому хотелось бы услышать, какие именно направления совместной деятельности они выбрали и решили развивать.

У украинских авиастроителей есть достижение", на которое можно опираться. Это - региональные пассажирские самолеты Ан-140 и Ан-148, средние и тяжелые транспортные самолеты Ан-70 и Ан-124 "Руслан". Существует Государственная программа использования самолетов в Украине, согласно которой до 2010 года должна быть создана лизинговая компания, которая обеспечит закупку и сервисное обслуживание новых самолетов отечественного производства. Существует структурированный подход к проблемам отрасли, обеспечиваемый Государственной самолетостроительной корпорацией "Национальное объединение "Антонов", которую возглавил едва ли не самый опытный специалист отрасли, в прошлом директор харьковского авиапредприятия и министр промполитики Анатолий Мялица. Остается малость, не такая уж и недосягаемая. Чтобы не было, как в том анекдоте - "у нас все есть". 
  
Источник: Бизнес Новости