24.09.12 
Украинское самолетостроение последние несколько лет, несмотря на положительные финансовые результаты, все еще пребывает в стагнирующем состоянии. Большей частью – в силу системных ошибок в организации работы отрасли.

Чистая прибыль государственного авиастроительного концерна «Антонов» за 2011 г. хотя еще не доросла до уровня 2009 г (319 млн. грн.), но все же выросла вдвое по сравнению с 82 млн. грн за 2010 г., до 192 млн. грн. Однако при этом за 2011 г. «Антонов» выпустил всего 7 самолетов: 5 Ан-32Б по заказу Ирана и 2 Ан-148 для украинских авиакомпаний. В 2012 г. предприятие планирует выпустить около 8 штук, а в 2013 г. – 9-13 Ан-148 и Ан-158. Несмотря на уверения руководства «Антонова», что спрос на выпускаемые самолеты достаточно высокий, у предприятия наблюдаются серьезные проблемы с продвижением продукции на рынок.

Специалисты отрасли объясняют проблемы отрасли финансовыми проблемами. Руководство «Антонова» заявляет об отсутствии необходимого количества оборотных средств и увеличивающемся налоговом давлении. Советник главы Госагентства по управлению корпоративными правами и имуществом Александр Шубин напомнил, что объем финансирования, выделяемый государством, не отвечает потребностям отрасли. Впрочем, кроме недостаточных инвестиций, у украинского авиапрома наблюдаются проблемы и с управлением. Так, на данный момент государственные авиапредприятия подчиняются Госагенству по управлению корпоративными правами и имуществом, при этом до сих пор не определена модель его взаимодействия с Минэкономики, которое также отвечает за формирование промышленной политики. Так, по словам А. Шубина, в агентстве не знают, подавался ли бюджетный запрос на развитие авиапрома со стороны Минэкономики. Кроме того, отсутствует установленная форма взаимодействия между агентством и частными предприятиями, работающими в авиаотрасли.

Часть заказов украинские авиастроители потеряли из-за отсутствия дополнительных сервисов. Так, глава государственного авиастроительного концерна «Антонов» Д. Кива уже признал ошибкой продвижение Ан-148 и Ан-158, а также Ан-140 без комплекса постпродажного обслуживания и сопровождения. По его словам, на данный момент предприятие уже разработало систему подготовки и сопровождения самолетов. Мягко говоря, не способствует развитию украинского авиапрома и отсутствие адекватного внутреннего спроса.

Из-за недостаточного финансирования украинский авиапром находится в достаточно шатком положении в международных проектах. Спрос на военно-транспортные самолеты, к примеру, Ан-70, большей частью исходит из России. Чтобы сохранить российское финансирование и заказы, Украине пришлось поступиться интеллектуальными наработками. Напомним, еще в апреле российская сторона требовала передать ей права интеллектуальной собственности на двигатели для Ан-70.

С одной, стороны, Д. Кива не считает критичной практику продажи прав интеллектуальной собственности на самолеты и их компоненты, так как это приносит в страну отчисления за лицензии и обеспечивает заказами предприятия по производству комплектующих для самолетов. С другой стороны, подобная схема не дает Украине возможность перевести проекты на самостоятельное финансирование и закрепляет зависимость от инвестиций третьих сторон.

Джерело УГМК   Автор: Валерия Вольвач