26.06.13 
Россия тормозит производство самолета Ан-70. Страна отказывается принимать техническую документацию, необходимую для начала серийного выпуска воздушного судна. Почему это происходит, радиостанция «Голос Столицы» узнала у аналитика издания «Транспортный бизнес» Вячеслава Коновалова.

Вопрос начала серийного производства Ан-70 сейчас заторможен. Об этом в Москве на международной конференции «Российско-украинские отношения: реалии и перспективы» заявил генеральный конструктор Государственного предприятия «Антонов» Дмитрий Кива. По его словам, с октября прошлого года российская сторона перестала принимать документацию, мотивируя это необходимостью проведения дополнительных испытаний самолета. И это при том, что соглашение о серийном производстве уже подписано.

В сентябре прошлого года была также утверждена схема сотрудничества Казанского авиазавода и «Антонова». Предполагалось, что в Казани будет производиться фюзеляж самолета, а в Украине – крылья, хвост и двигатель. Напомним, общее украинско-российское производство Ан-70 уже много лет ходит по кругу и зависит от политической конъюнктуры.

«Голос Столицы»: Расскажите, пожалуйста, о самолёте Ан-70. Чем он ценен в военной авиапромышленности?

Вячеслав Коновалов: Это средний транспортный самолёт короткого взлёта и посадки. Универсальный самолёт, который принимает на борт вооружения. Насколько он ценен? Приведу пример. Во время военного конфликта между Россией и Грузией в 2008 году Россия не могла осуществлять наступление без помощи военно-транспортных самолётов, имеется в виду тыловое обеспечение. Ил-76 – универсальные российские самолёты – не могли приземляться, что называется в поле, в условиях тех военных аэродромов, которые были в Грузии. А Ан-70 мог бы. Но ввиду того, что Россия «протормозила» с проектом Ан-70, у них не было такого самолёта. И они не смогли полноценно, качественно провести военную операцию в Грузии.

«Голос Столицы»: Судя по вашим словам, России нужен такой самолёт. Почему тогда блокируется его серийное производство?

Вячеслав Коновалов: Это чисто политический вопрос: есть определённое лобби, которое хочет осваивать определённые объёмы производства, а эти объёмы производства физически они освоить не могут, их надо отдавать Украине. Украине никто отдавать не хочет, и подписываются любые документы, рассказываются любые истории, но физически самолёт не производится. Его ведь не только в Казани собирались делать. Изначально Ан-70 предполагалось собирать в Омске. Потом предполагался Ульяновск, даже Самару называли, Воронеж, всё что угодно. Каждый раз подписывается определённый набор документов, но нет политической воли довести дело до конца. Более того, тот двигатель, который собирает «Мотор Сич», на 70% российский. Просто финальная сборка идёт в Запорожье.

«Голос Столицы»: В Украине для Ан-70 изготавливают крылья, хвост и двигатель, правильно?

Вячеслав Коновалов: Да, там есть много вариантов, вплоть до того, что крыло тоже в принципе можно изготавливать в той же Казани. Потому что в Казани собираются наладить мощный центр композитного самолётостроения. Но тогда надо будет самолёт транспортировать. Но, повторюсь, самолёт на 70% российский и понятно, почему у них сейчас актуален Ил-476. На всё остальное у них просто физически не хватает денег. Они хотели производить те же «Русланы», но отложили этот проект.

«Голос Столицы»: Раз сотрудничество с Россией неэффективно, может, стоит поискать партнёров в других странах?

Вячеслав Коновалов: Европе уже предлагали сотрудничество. Она с благодарностью посмотрела на документацию, и сейчас делают европейский самолёт А400М. Индии предлагали, она пока вежливо слушает. Китай тоже не против, но они хотят всё бесплатно, так сказать. Даже Ливии предлагали этот самолёт. Украине, как таковой, этот самолёт физически нужен в количестве 10-20 экземпляров: просто нет у нас таких объёмов перевозок. В советские времена, к примеру, в Украине базировалось около 300 единиц Ил-76 военно-транспортной авиации. Сейчас Ил-76 осталось около десятка тех, которые на крыле. Т.е. нам таких объёмов сейчас не надо. Да мы и физически не потянем этот самолёт, нам действительно нужен партнёр.

Создание Ан-70 ведется в Украине с первой половины 1990-х годов. Однако до сих пор был выпущен всего один образец Ан-70 для Вооруженных сил Российской Федерации. Стоимость Ан-70 – 67 миллионов долларов США.

Напомним, в апреле премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина продолжит производство военно-транспортного самолета Ан-70 даже без участия России.