04.12.13 
Межотраслевой НИИ проблем физического моделирования режимов полетов самолетов Национального аэрокосмического университета имени Жуковского «Харьковский авиационный институт» разработал концепцию многоцелевого беспилотного авиационного комплекса (БпАК) «Воробей-М» двух модификаций: гражданского и специального назначения.

Об этом сообщил директор НИИ Анатолий Смоляков. По его словам, в институте за счет собственных ресурсов уже создан экспериментальный образец БпАК «Воробей-М».

«Для завершения разработки обоих модификаций комплекса нужны инвестиции примерно в 1 млн.долл», – отметил Анатолий Смоляков.

По его словам, взлетная масса гражданского «Воробья» составляет 2,5 кг, размах крыла – 1,05 м, радиус действия от наземной станции управления – 5 км. При этом летательный аппарат может нести полезную нагрузку в 0,5 кг. Беспилотник для военных немного тяжелее, у него больше радиус действия и есть ряд других отличий. В качестве мотора для обоих самолетов используется электродвигатель.

Как отметил Анатолий Смоляков, у БпАк множество возможностей применения: оперативный мониторинг состояния природной среды и объектов инфраструктуры, экономное получение многоспектральных геопривязанных данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) сверхвысокого разрешения, разведка, воздушное наблюдение и целеуказание. Заменяя при выполнении этих задач пилотируемые самолеты и вертолеты, беспилотник значительно снижает себестоимость работ.

По словам директора института, специально для «Воробья-М» в НИИ разработали гидростабилизированную оптико-механическую платформу «Сова-М», на которую можно устанавливать цифровые фотокамеры высокой разрешающей способности, видеокамеры, инфракрасные датчики и другую технику.

Анатолий Смоляков отметил, что беспилотные авиационные комплексы – сложная техника. Стоимость серийного авиакомплекса класса «Воробей-М» зарубежного производства – около 2 млн. долл., его разработка стоит на порядок дороже.

«Но наш комплекс будет не так затратен, так как используется опыт прошлых разработок института», – отметил Анатолий Смоляков.

Межотраслевой научно-исследовательский институт проблем физического моделирования режимов полета самолётов университета «ХАИ» имеет статус национального научного достояния Украины.