22.12.06 
У «Мотор Сичи» в ближайшее время, возможно, появится серьезный конкурент. Самолет «Руслан» может получить двигатель от Rolls Royce
Запорожский производитель авиадвигателей ОАО «Мотор Сич» и российская авиакомпания «Волга-Днепр» объявили о создании СП по восстановлению производства уникальных военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». Такой шаг запорожцев удивил экспертов. Они считают, что речь идет о попытке «Мотор Сичи» сохранить свое право на поставки двигателей для этих самолетов. Кроме того, такие действия должны стимулировать остальных участников проекта как можно быстрее перейти от слов к делу. Проект восстановления производства «Русланов» обсуждается КБ Антонова, ульяновским заводом «Авиастар-СП» и «Волгой-Днепр» еще с 2003 года. И только в начале текущего года было открыто представительство АНТК им. Антонова на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где осуществляется модернизация Ан-124. Наряду с этим было создано СП Ruslan International с участием «Авиалиний Антонова» и «Волга-Днепр» для координации их деятельности на рынке уникальных и сверхгабаритных грузов.

Что касается организации совместного бизнеса именно по производству «Русланов», то процесс его создания остался лишь на уровне консультаций. Примечательно, что заявление об СП между «Мотор Сич» и «Волгой-Днепр» прозвучало в преддверии очередной встречи президентов Украины и России. На встрече должны обсуждаться схемы кооперации по восстановлению производства самолетов и будет затронут самый болезненный вопрос: какова доля каждой стороны в проекте и каковы гарантии со стороны государства для поддержания этого авиастроительного партнерства. В качестве таких гарантий ранее рассматривался вариант передачи в СП части интеллектуальных прав на самолет АНТК им. Антонова.

Кроме того, машина нуждается в коренной модернизации. Авиаторы не афишируют имеющиеся проблемы с доработками «Русланов». Одним из ключевых вопросов в этом проекте являются двигатели. В КБ Антонова признают, что двигатель Д-18Т производства «Мотор Сич» не удовлетворяет всем требованиям авиакомпаний по параметрам ресурса и мощности. Поэтому в кулуарах авиапрома и заговорили об отказе от запорожских двигателей в пользу продукции Rolls Royce. Якобы такое пожелание было высказано во время очередных переговоров в Европе с достаточно крупным заказчиком услуг по перевозке грузов «Русланами». По неофициальной информации, этот заказчик даже пообещал частично профинансировать работы по доработке самолетов под западные узлы и агрегаты. В АНТК им. Антонова данную информацию комментируют достаточно осторожно. «Переговоры об этом ведутся, но пока четко сказать, когда мы выйдем на оснащение западными двигателями, мы не можем», — говорит заместитель генерального конструктора Александр Кива. Руководитель «Мотор Сичи» Вячеслав Богуслаев вообще скептически относится к тому, что поставщиками двигателей могут стать конкуренты его компании. «Конкретно работы по возможной замене не ведутся, а теоретически — на ватманах или магнитных носителях — да, такая работа есть», — заявил он на последней пресс-конференции.

Мировой рынок перевозок уникальных и сверхгабаритных грузов, для чего используется Ан-124–100, демонстрирует ежегодный рост в 15–20%. Для удовлетворения его потребностей до 2030 года необходимо произвести не менее 50–55 лайнеров по цене $100–110 млн каждый. В этом случае проект восстановления производства «Русланов» общей стоимостью $1,5 млрд окупился бы за 22 года.  

Стоит отметить, что «Мотор Сич» испытывает затруднения в сотрудничестве с некоторыми партнерами. Например, сейчас изучается возможность установки «незапорожских» двигателей на самолеты БЕ-200 и Ан-148. Кроме того, рассматривается вариант переноса производства вертолетных двигателей ВК-2500 в Россию из Украины. Для того чтобы сохранить пакет заказов, запорожцы готовы были даже пойти на продажу пакета акций российскому объединенному двигателестроительному альянсу.

С учетом таких нюансов становятся понятными причины инициативы «Мотор Сичи» по созданию СП с «Волгой-Днепр». С одной стороны, это даст дополнительный импульс в переговорном процессе по восстановлению производства самолетов, а с другой — запорожцы резервируют себе место в производственной кооперации. По самым скромным подсчетам доля запорожцев в будущей схеме сотрудничества составит от $100 до 150 млн.

Источник: http://comments.com.ua/?art=1166723645