27.07.16 
В медицине есть понятие золотого часа: у человека с серьезными травмами шансы избежать гибели значительно выше, если медицинская помощь будет оказана в первые 60 минут. Оперативность прибытия бригады врачей и доставка в больницу имеют первостепенное значение для жизни пострадавшего. А где речь идет об оперативности перевозки, там не обойдется без упоминания о вертолетах.

Польза вертолетов для медицины

Если несчастный случай произошел, например, в горах, машина скорой помощи туда просто не доберется. Тогда главная задача по спасению ложится на санавиацию. Она незаменима там, где:

 

  • плохая транспортная доступность;
  • большая удаленность от медицинских учреждений;
  • тяжесть состояния больных и пострадавших требует незамедлительной транспортировки и госпитализации.

 

Самолету требуется взлетная полоса. Соответственно, он не может сесть на оживленную трассу, где произошла авария, или прилететь в тундру к домику лесника, у которого случился сердечный приступ. Вертолет же может приземлиться на любом «пятачке», соответствующем размерам воздушного судна. Учитывая, что несчастный случай может произойти где угодно, в санавиации используются те модели, которые подходят для работы в сложных метеорологических условиях. Естественно, кабина вертолета должна вмещать носилки и необходимое оборудование, быть удобной как для пациента, так и для медперсонала. Что касается дальности полета, то практически все современные образцы вертолетов с дозаправкой пролетают свыше 1000 км, чего, как правило, более чем достаточно, чтобы добраться до ближайшей больницы. Зачастую дозаправка не требуется вообще (для расстояний в 500‒700 км).

Немного из истории российской санавиации

Вертолет Bell UH-1 IroquoisВертолет Bell UH-1 IroquoisСанитарная авиация появилась в СССР в 1925 году по инициативе Красного Креста. Она оказывала помощь солдатам во время Второй мировой войны, но пик развития пришелся на вторую половину ХХ века, когда стали активно летать вертолеты. Толчком послужила война во Вьетнаме. Тогда, как пишет журнал «Вертолет» (№ 1, 2012 г.), свыше 400 000 американских солдат были доставлены в госпиталь на вертолетах Bell UH-1 Iroquois.

Американский вертолет Bell UH-1 Iroquois разрабатывался для решения боевых задач, но во время войны во Вьетнаме активно использовался для перевозки раненых солдат в госпитали

Этот опыт применения вертолетов переняли и другие страны, причем не только для военных конфликтов, но и в гражданских целях. 164 больницы в Советском Союзе имели самолеты и вертолеты, базировавшиеся на близлежащих аэродромах. За это время санавиация несколько раз переходила из рук в руки между Министерством здравоохранения и Министерством транспорта.

Санавиация в России сегодня

Вертолет Ка-226, состоящий на службе в областной клинической больнице в ОренбургеВертолет Ка-226, состоящий на службе в областной клинической больнице в ОренбургеПосле распада СССР Министерством гражданской авиации России в 1992 году был сформирован центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО). В 1994 году он перешел в ведение МЧС, которое организовало еще четыре отдельных вертолетных отряда в регионах страны. Всего в парке авиации МЧС на сегодняшний день стоит 55 воздушных судна: 18 самолетов и 37 вертолетов. Техника используется для решения различных задач, в том числе и для проведения спасательных операций, эвакуации людей, оказания медицинской помощи. Некоторые больницы, например, в Оренбурге, Красноярске, Татарстане, имеют «в активе» собственные авиагруппы. Из вертолетов чаще всего там встречается Ка-226.

С конца 2008 года в областной клинической больнице в Оренбурге вылеты врачей осуществляются на Ка-226. Кроме бригады врачей, в вертолет помещаются двое носилок. Крейсерская скорость ‒ 195 км/ч, дальность ‒ 600 км

Вертолет Eurocopter Bo.105Вертолет Eurocopter Bo.105На аэродромах в Остафьево и в Раменском (Московская область) базируются вертолеты санавиации Eurocopter Bо.105 и Eurocopter EC145, принадлежащие МЧС. Свыше 10 московских больниц, включая детские, имеют вертолетные площадки и собственные бригады врачей, обученных на вертолетных тренажерах.

Вертолет Eurocopter EC145Вертолет Eurocopter EC145Eurocopter Bо.105 вмещает двое носилок. Крейсерская скорость ‒ 230 км/ч, дальность ‒ 650 км. Используется в санавиации на территории Москвы и Московской области, при необходимости может быть направлен в другие регионы России

Помимо Московского региона, Eurocopter EC145 используется в санавиации Краснодарского края (с 2013 года). В салон помещаются двое носилок. Крейсерская скорость ─ 256 км/ч, дальность полета ─ 705 км

Вертолет санавиации Ми-2Вертолет санавиации Ми-2В столице, кроме Московского авиационного центра, входящего в структуру МЧС и работающего в основном при наступлении чрезвычайных ситуаций, с 2011 года действует пилотный проект «Кремлевская медицина в регионы» частно-государственного партнерства: экстренная воздушная медицинская помощь приходит на вертолетах Ми-2 авиационно-промышленной компании «Вектор». Вертолеты летят в любой населенный пункт Московской области, доставляя пациентов в ФГБУ «Клиническая больница».

Эта же компания с мая 2012 года осуществляет круглосуточное дежурство в Екатеринбурге, для чего постоянно задействованы три вертолета Ми-2 и бригада медиков. Только за полгода было совершено более 200 (!) вылетов, в основном к местам ДТП.

Благодаря наследиюсоветского периода Ми-2 остается самым распространенным вертолетом в российской санавиации. Воздушное судно вмещает двое носилок. Крейсерская скорость ─ 170 км/ч, дальность полета ─ 580 км

Тем не менее в ноябре 2013 года руководитель воздушного агентства Александр Нерадько сообщил: «В СССР было в пять раз больше вылетов санитарной авиации. Сегодня 78 авиакомпаний в нашей стране выполняют полеты санавиации, общий парк - это 671 вертолет, 135 самолетов, и при этом только девять из них оборудованы современными технологическими медицинскими модулями. В остальных используются лишь съемные модули транспортировки больных».

Вертолет Eurocopter AS350 B3eВертолет Eurocopter AS350 B3eАналогичной статистики за более поздние периоды нет. Но если проследить выпуски новостей, видно, что положительная тенденция все-таки имеется. Так, в конце 2015 года в Приморье по поручению губернатора были приобретены для санавиации два вертолета Eurocopter AS350 B3e, которые оснащены современным медицинским оборудованием. Это:

 

  • медицинские сидения с выдвижными ящиками для мединструментов;
  • дефибриллятор;
  • аппарат искусственной вентиляции легких;
  • инфузионные насосы;
  • электрический аспиратор;
  • кислородная станция с двумя баллонами;
  • носилки для транспортировки пострадавшего. 

 

Уже 5 февраля один из этих вертолетов спас жизнь первой пациентке.

Вертолет Eurocopter AS350 B3e вмещает двое носилок. Крейсерская скорость ─ 259 км/ч, дальность полета ─ 661 км. Лучшим доказательством способности вертолета проводить спасательные операции в тяжелых климатических условиях стала его посадка в 2005 году на вершину горы Джомолунгма на высоте 8848 м. С тех пор этот рекорд не был побит ни одним другим вертолетом

Каковы перспективы?

Начиная с 2012 года в рамках ежегодной вертолетной выставки HeliRussia проходят конференции по теме «Санитарная авиация России и медицинская эвакуация». В 2016 году конференцию организовали Ассоциация Вертолетной Индустрии, ООО «Мобильная медицина», дирекция выставки HeliRussia, Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» и Министерство здравоохранения Российской Федерации. Внимание к проблемам санавиации, участие не только неравнодушных врачей и спасателей, но и высших государственных органов и смежных служб дают надежду, что вопрос с расширением и модернизацией санавиации в нашей стране не застопорится, а будет пусть «медленно, но верно» продвигаться вперед.