26.01.07 
Индия не только становится крупнейшим покупателем российской авиатехники, но и претендует на получение технологий, которые позволят ей поднять собственное авиастроение. Вчера «Рособоронэкспорт» подписал контракт с корпорацией HAL на лицензионную сборку в Индии авиадвигателей РД-33, которыми оснащаются истребители МиГ-29. Этот контракт не только принесет россиянам 250300 млн долл., но и повысит их шансы на победу в тендере на поставку 126 истребителей для индийских ВВС.
Турбореактивный двухконтурный двигатель РД-33 разработан в 1985 году на заводе им. Климова для установки на легкий фронтовой истребитель МиГ-29. Двигатели РД-33 отличаются отсутствием ограничений по управлению в полете и высоким уровнем газодинамической устойчивости к внешним возмущениям. Серийное производство и капитальный ремонт двигателей РД-33 осуществляется в ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» (Москва) и ОАО «ОМП им. П.И. Баранова» (Омск).

Подписание контракта на лицензионную сборку в Индии двигателей РД-33 состоялось вчера в Нью-Дели в рамках заседания межправительственной российско-индийской комиссии по военно-техническому сотрудничеству. В соответствии с контрактом, стоимость которого оценивается в 250—300 млн долл., в Индии на базе местной аэрокосмической корпорации HAL (Hindustan Aeronautics Limited) будет организована линия по сборке 120 модернизированных двигателей РД-33. Конструкторскую документацию предоставит разработчик двигателя — петербургское ОАО «Климов», которое будет также осуществлять техническое содействие и авторский надзор за соблюдением технологии производства авиадвигателей. Кроме того, техническое содействие HAL будет оказывать Московское машиностроительное предприятие (ММП) им. В.В. Чернышева.
Предполагается, что производство двигателей будет организовано поэтапно, начиная от поставки готовых двигателей, крупноузловой сборки и заканчивая самостоятельным производством узлов и агрегатов двигателя на индийских предприятиях. Передача индийской стороне технологии производства РД-33 может повысить шансы российского многофункционального истребителя МиГ-35 на победу в тендере по закупке 126 истребителей для ВВС Индии, который должен пройти в этом году, отмечается в сообщении «Рособоронэкспорта».
По словам источников РБК daily, знакомых с ходом ведения переговоров, подписание этого контракта может означать, что Россия пойдет на уступки Индии и потребует от Китая запрета на поставку самолетов с российскими двигателями в Пакистан. Индийская сторона была недовольна тем, что самолеты китайско-пакистанского проекта JF-17 (пакистанская модификация китайских FC-1) предполагается оснащать российскими двигателями РД-93. Однако сами индусы на это повлиять не могут и требуют решения этого вопроса от Москвы, которая вправе запретить реэкспорт своих двигателей.
Эксперты отмечают, что это уже далеко не первый факт сотрудничества между Индией и Россией в авиационной сфере. По словам директора по маркетингу ОАО «Климов» Анны Головановой, подписание договора на лицензионное производство двигателей свидетельствует об окончательном признании России в качестве главного стратегического партнера Индии в сфере военно-технического сотрудничества. С ней согласен и эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. С одной стороны, то, что Россия продает лицензию, может оцениваться как потеря, но с другой стороны, чем больше будет у Индии производств, завязанных на Россию, тем больше шансов победить в тендере на поставку 126 истребителей, отмечает он.

Источник: рбк