22.02.07 
Этот материал о летчике-инструкторе Петрове Николае Тихоновиче готовился к публикации на 12 апреля. Но так случилось, что 12 февраля Николая Тихоновича не стало. Казалось бы, совсем недавно мы встречались с ним, беседовали, ожидали приезда 25 августа этого года многих выпускников 809 учебного авиационного полка, в том числе и Александра Волкова, которому путевку в небо дал Николай Тихонович.

Родился Николай Тихонович в Сумах, где и закончил школу №1 в 1952 году. Будучи старшеклассником, записался в Харьковский аэроклуб. Изучали теорию по заочной системе. После окончания школы поехал в Харьков вместе с товарищами и за неделю сдал все зачеты в аэроклубе. Летом приступили к полетам, выполнили летную программу подготовки, а осенью приехали представители из военных училищ, для отбора будущих курсантов.

Николаю нравилась профессия летчика-истребителя и он, в числе шестерых выпускников аэроклуба, поехал в Армавирское военное училище летчиков. За первый год курсанты освоили самолет Як-11, а на втором году обучения уже летали на реактивных МиГ-15. Закончив за два года летное училище, лейтенант Петров ехал к месту службы, в группу советских войск в Германии. За семь с половиной лет в боевом полку летал вначале на МиГ-15, а затем переучился на МиГ-17Ф.

При прохождении медицинской комиссии, когда часть переходила на сверхзвуковые МиГ-21, бдительные медики обнаружили у Николая Тихоновича отклонение в зрении (дальнозоркость). Мечту о сверхзвуке пришлось забыть. За плечами 18 лет выслуги в льготном исчислении. Что делать? Предложили должность на севере летчиком самолета АН-2 или инструктором в летном училище. Так, в 1963 году летчик-истребитель стал летчиком-инструктором. В 1964 году получил первую летную группу из семи человек. Летали на аэродроме Граково. Все курсанты первой группы стали летчиками. Но через некоторое время училище начало переходить с винтовых самолетов Як-18 на реактивные Л-29. А у Николая Тихоновича по зрению проблемы, которые решали только в Москве, в центральном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦНИАГ). Более десяти раз проходил обследование Николай Тихонович в этом медицинском заведении и каждый раз врачи выносили вердикт "Годен к летной работе, с ограничениями".

В апреле 1968 года полк перелетел на аэродром в Ахтырку. И первая группа в Ах-тырке Николаю Тихоновичу запомнилась на всю жизнь. Это Кармин Николай (родом из Днепропетровска, отец был заместителем командира полка по летной подготовке), Александр Волков из Горловки, отец шахтер и Онищенко из г. Ромны (отец учитель физкультуры, мать учитель математики). Экипаж подобрался музыкальный - Волков играл на трубе, а Кармин на аккордеоне. И часто девчата из столовой просили Николая Тихоновича: пришлите экипаж на кухню.

С музыкой было веселее и картошку чистить, и курсанты не засыпали в наряде по кухне. Лидерами в группе по летной подготовке были Никопай Кармин и Александр Волков. Онищенко был чуточку слабее, но зато ом мог пробежать стометровку на руках. Курсант Волков чем-то походил на своего инструктора - такой же скромный, тихий и можно сказать застенчивый.

Разметала жизнь выпускников по всей великой стране. Прошли годы. Нинолай Кармин, по непроверенным данным, закончил службу в должности командира дивизии. Герой Советского Союза Александр Волков стал летчиком-космонавтом и трижды был а космосе. Суммарное время в космосе составляет 391 сутки 11 часов 54 минуты. Штурман эскадрильи, мастер спорта, судья республиканской категории по самолетному спорту, майор Николай Петров уволен из рядов Вооруженных Сил 19 августа 1976 года.

Вечная память... ведь летчики не умирают, они просто улетают и не возвращаются.

И.Бекбулатов