20.09.19 

ImageАэропорт Борисполь может сдавать в аренду только 0,1% своих площадей. Остальное - в распоряжении ФГИ. Страдают аэропорт, клиенты и авиакомпании

Георгий Зубко, заместитель гендиректора по коммерческой деятельности и стратегическому развитию ГП МА Борисполь в своем блоге о том, почему "Борисполь" не может сдавать в аренду площади

Три года на госпредприятии - и уже хочется поставить крест на Фонде госимущества Украины. Он мешает гибкости компании, забирает львиную долю дохода, и самое главное - вызывает много вопросов об условиях конкурса на аренду площадей и дальнейшую конкуренцию в аэропорту Борисполь.

В Верховной Раде Украины уже прошел первое чтение проект Закона №1055-1 "Об аренде государственного и коммунального имущества", который предусматривает новый формат аукционов на электронных площадках. Но, пока он не принят, остается только надеяться на лучшее.

На опыте аэропорта Борисполь, я хочу показать необходимость реформирования Фонда государственного имущества Украины и его деятельности.

Что такое Фонд госимущества

Фонд государственного имущества Украины создали в 1991 году. Он занимается приватизацией, арендой, использованием и отчуждением государственного имущества. Фонд возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины по согласию Верховной Рады Украины. Но есть досадный факт - два года Фонд не имел головы, а только исполняющего обязанности. Наконец этот вопрос решился сегодня, 19 сентября, Верховная Рада проголосовала за назначение председателем Фонда государственного имущества Дмитрия Сенниченкао.

Одна из задач Фонда - аренда государственного имущества. Территория "Борисполя" - это также госимущество. Здесь начинаются вопросы. Мы строим, поддерживаем и развиваем аэропорт за средства предприятия, определяем площади под коммерческие задачи и предоставляем информацию в Фонд госимущества. А он, в свою очередь, организует конкурсы и определяет, кто будет арендатором в аэропорту. Строим мы - сдают в аренду они.

Печальный опыт сотрудничества с Фондом аэропорта "Борисполь"

Передача государственного имущества в аренду через конкурсы - могут здесь быть проблемы? В теории нет: если в конкурсе несколько участников, то размер арендной платы может быть в разы больше, чем указано в условиях. У нас были такие случаи: однажды в конкурсе на помещение в терминале D ставки были повышены в 16 раз. Но это, скорее, исключение. К тому же, такая ситуация стала возможной только за последние два года. Печального опыта гораздо больше.

В этом году мы открыли терминал F. Это было необходимо: терминал D в часы пик имел максимальную загрузку. Высокий туристический сезон мог бы привести к несостоятельности обслужить вовремя рейсы и пассажиров. До этого момента мы начали готовиться заранее, одним из вопросов было передача коммерческих площадей в аренду. Как вы могли догадаться, все шло непросто.

Нам пришлось в суде получать подтверждение того, что прошлый "пользователь площадей Duty Free" не имеет права на возобновление договора. Мы поставили точку в этом вопросов в июне этого года, и сразу подготовили документы для Фонда госимущества с просьбой провести конкурс. Сентябрь - мы еще ждем конкурса, а терминал все еще пуст.

Чтобы провести конкурс, Фонда потребуется от трех до пяти месяцев. Это в лучшем случае. О гибкости и срочность сервисов для пассажиров можно забыть. Поэтому мы продолжаем извиняться за неудобства перед пассажирами и ждем прозрачный конкурс.

Ситуация с терминалом F ощущается остро, хотя и прошлые конкурсы до сих пор о себе не дают забыть.

В течение двух лет мы сталкивались с тем, что успешное проведение конкурса не гарантировало заключения договора. Так, некоторые участники подавались на конкурс только с целью предотвращения конкуренции и сорвать конкурсную процедуру. Технические кандидаты встречались довольно часто. И действующая процедура не могла этому помешать. Например, такую ситуацию мы наблюдали, когда проходили конкурсы на передачу в аренду площадей с целевым назначением "обмен валют". Результат - соглашения не заключены, время упущено, средства госпредприятием недополученные. Указанную проблему удалось решить только в конце 2017 года с большим трудом и, введя обязательные гарантийные взносы каждого участника. Каждый конкурс - это история, со своими вызовами и результатами, но все не перечислишь.

Сейчас в аэропорту "Борисполь" около 4000 кв м до сих пор не переданы в аренду. В результате мы получаем отсутствие гибкости и неспособность своевременно реагировать на потребности рынка.

Что с этим делать

От изменения фамилий руководства Фонда государственного имущества вряд-то изменится. Нужно реформировать и перезагружать большинство процедур и полномочий Фонда. Проект закона №1055-1 вносит существенные изменения в механизм определения арендатора. Но есть еще моменты, которые необходимо не упустить из поля зрения.

Во-первых, сейчас, аэропорт может передавать в аренду самостоятельно лишь 200 кв м. Это менее 0,1% от общих площадей аэропорта. Когда в аэропорту появляется новый авиаперевозчик, ему нужно предоставить помещение для его представителей. Без помещения компания не начинает работу, а мы теряем пассажиров и деньги. Напомню, что сроки проведения конкурса - от трех до пяти месяцев. Нужно дать возможность аэропорту заключать договоры аренды площадей с авиаперевозчиками, минуя конкурсы Фонда. В новом проекте закона аренда без конкурсов в виде аукционов как предусмотрена, но заработает она и как?

Во-вторых, указанные выше сроки проведения процедур от подачи заявки до подписания договора не позволяют быстро реагировать на вызовы рынка. Нужно упростить процедуру и сократить сроки. Время - деньги, сроки не должны быть больше один-два месяца.

В-третьих, нужно пересмотреть распределение дохода от аренды между Фондом и аэропортом. Мы строим и ремонтируем за свой счет, вот только по аренде аэропорт получает даже не половину. 70% получает Фонд госимущества, аэропорт - 30%. Из наших тридцати мы платим налог на прибыль, а все, что остается, еще раз платим в виде дивидендов. Кажется, здесь что-то надо менять.

В законодательстве есть еще много неэффективных решений. И шаг за шагом, постепенно отбрасывая неэффективные процессы, мы сможем создать механизмы, нацеленные на результат, и подкреплены на законодательном уровне. Поскольку каждое плохое решение отображается не на аэропорту, а на наших клиентах.

Джерело liga