19.10.19 

ImageНедавно актуальной темой новостей стала инициатива правительства - отменить налог на добавленную стоимость с внутренних украинских авиарейсов. Таким образом чиновники намерены развивать внутреннюю авиамобильность украинцев и стремятся снизить цену на билеты. 

Все бы ничего, и можно уже начинать рисовать радужные перспективы для авиабизнеса, но как говорится дьявол в деталях ...

Об этом написал в своем блоге Щербина Николай, исполнительный директор Украинской авиатранспортной ассоциации (УАТА).

Объективно, отмена НДС не станет решающим фактором в доступности авиаперевозок, и это решение никак не будет триггером развития. Всем посоветовал бы отойти от ярких заголовков и приобщиться к анализу ситуации чтобы выяснить, что именно влияет на цену за перевозку.

На самом деле при уплате НДС авиаперевозчик выступает налоговым агентом государства, неким посредником, который собирает налог с пассажиров и передает его в бюджет. Речь о фиксированные 20%, на которые авиакомпании никогда не влияли. А вот кроме налога на добавленную стоимость, который украинские авиакомпании платят, как и остальные зарегистрированные в Украине предприятия, авиаперевозчики вынуждены платить еще ряд специфических налогов и сборов. Речь о взыскании нашим государством исключительно с отечественных перевозчиков. Хочу подчеркнуть, что именно эти пункты расходов и играют решающую роль в ценообразовании на авиабилеты. Никак не только НДС на внутренних рейсах.

Распространители тезиса о «спасительном отличие» этого НДС почему-то забывают об этом уточнить, провоцируя неприятное искажение реалий. Внимание общества нацелено на «чудо» в виде отмены НДС на внутренние перелеты, хотя решения требуют совсем другие вопросы. На сегодня 40% стоимости билета - это затраты на топливо. Керосин - топливо для авиационных двигателей в Украине для отечественных авиакомпаний является подакцизным товаром (21 евро за 1000 литров). В таких условиях украинская авиакомпания не может работать на «равных», например, с европейской. Ведь в «Борисполе» перевозчик заплатит за топливо на 100 $ больше по сравнению с аэропортом Франкфурта, в Одессе на 150 $. Европейские же перевозчики лишены такого обязательного акциза и поэтому более гибкие в ценообразовании по сравнению с авиакомпаниями из Украины. 

Кроме 20% НДС на внутренние перевозки все украинские авиаперевозчики платят еще и НДС при закупке авиационных запчастей и воздушных судов. Такое уникальное для мира явление создает дополнительную финансовую нагрузку на компании, а также негативно влияет на регулярность полетов. Запчасти прибывают в Украину, затем некоторое время находятся на таможне и только после оформления попадают в руки техников. 

То есть уже встает вопрос, какое именно место занимает государственная регуляторная политика в ценовом «климате» на рынке авиаперевозок Украины. Это место ключевое. И такие двойные стандарты не только в вопросе ценообразования на перевозки. То же самое касается и задекларированных лозунгов по развитию авиационной инфраструктуры в пределах нашего государства. Например, отечественные перевозчики еще платят сбор и наполняют специальный авиационный фонд (2 $ на вылет международных и 0.5 $ на внутренние рейсы) , 20% средств из которого идут в общий фонд бюджета. Но эти средства не работают, не направляются на развитие, опять-таки, на развитие инфраструктуры. В результате в региональных аэропортах качество взлетно-посадочных полос не позволяет использовать современные, эффективные самолеты. Итак, о каком развитии рынка может идти речь в реалиях, когда отечественные авиакомпании задушены взысканиями, а местные аэропорты ожидают поддержку власти по остаточному принципу?

В конечном итоге иностранные перевозчики благоприятные условия для ведения бизнеса - получают помощь от государства, лишены НДС на запасные части, имеют более низкую цену на топливо, доступные финансы, выгодные контракты с производителями самолетов. Что еще можно увидеть, взглянув на отношение власти к авиарынку за границей? Мировая практика однозначно подтверждает, что авиацию должны поддерживать на уровне государства. Так, Турция доплачивает прилетающим в страну авиакомпаниям, то есть сознательно стимулирует партнеров деньгами. И одновременно отечественным авиакомпаниям предоставляются льготные кредиты, помощь в подписании контрактов, получении слотов. Кипр - все местные компании получают компенсацию за облет Турецкой территории. Правительство Грузии на третий день после запрета летать через РФ, выделил для авиакомпаний $ 600 млн. На компенсации облета.

Все эти вопросы особенно остро встали во время недавнего заседания Авиационного комитета при Торгово-промышленной палате Украины. Представители авиарынка объединились вокруг мнения, что сегодня им как никогда необходима помощь государства и диалог с властью. Отрасль заслуживает быть услышанной, и те проблемы, которые мешают украинским авиакомпаниям адекватно конкурировать с зарубежными, должны решаться в приоритетном порядке. Сейчас первоочередной задачей правительства должно быть создание равных условий на рынке для всех участников. А не распространение заблуждения о «чудодейственной» отмене НДС на внутренних рейсах в Украине.

Джерело data