31.07.20 

ImageАвиация - самый зрелищный род войск. Появление в небе военных истребителей собственных Воздушных Сил вызывает у граждан страны водоворот эмоций одновременно: восхищение, гордость, силу, зависть.

Люди по-доброму завидуют летчикам за возможность нырнуть в облака, посмотреть на землю с высоты птичьего полета, покрутить пилотаж, ринуть в даль со скоростью звука. Однако немногие знают, какой огромный объем работы ежедневно делает целый ряд наземных специалистов, чтобы самолет мог подниматься в воздух. Среди всего обслуживающего персонала, обеспечивающего полеты военной авиации, самая ответственная миссия лежит на технико-эксплуатационной части авиационной техники авиабригады, сокращенно - ТЭЧ. Чтобы увидеть, как живет и работает ТЭЧ, корреспондент АрмияInform отправился в бригаду тактической авиации Воздушного военного командования «Центр».

«Не имею права на ошибку»

Специалисты ТЭЧ готовят самолеты к полетам: обслуживают, выполняют периодические, регламентные и ремонтно-восстановительные работы. Это такая команда Pit stop, СТО, диагностики ... Правда, работа в сто раз сложнее и ответственнее. Ребята работают по принципу «Не имею права на ошибку». Ведь самолет - не автомобиль. Его не остановишь в воздухе, чтобы взглянуть под капот.

- Это вопрос доверия и совместной командной работы, - говорит начальник технико-эксплуатационной части авиационной техники бригады тактической авиации майор Игорь Булич.

 - Летчик, который готовится к заданию, должен быть уверен в надежности своего истребителя. Мы должны гарантировать исправность самолета в течение всего полета. От этого зависит не только успешность выполнения боевой задачи, но и жизнь, и здоровье летчика, и сохранность машины. Конечно, отказы могут происходить, ведь техника не новая. Но эти отказы не должны быть критичными.

Из чего состоит ТЭЧ?

Технико-эксплуатационная часть - это отдельное подразделение обеспечения авиабригады, выполняет текущий и военный ремонты, а также ремонт боевых и эксплуатационных повреждений самолетов бригады. ТЭЧ состоит из одиннадцати групп регламента и ремонта, каждая из которых отвечает за какую-то конкретную составляющую боевого самолета.На вооружении ТЭЧ находятся передвижные средства военного ремонта. Каждая из вышеупомянутых групп имеет свое передвижное средство, некую подвижную лабораторию на базе военного грузовика, плюс дополнительно - прицепы со всем необходимым оборудованием, агрегатами и запчастями.С помощью передвижных мастерских инженеры могут выполнить регламентные работы в полевых условиях, а также все необходимые ремонтные или обслуживающие действия планера самолета, двигателя, авиационного оборудования, авиационного вооружения, радиоэлектронного оборудования, прицельно-навигационного комплекса и радиоэлектронной борьбы. Работы могут происходить в любой точке Украины при любых условиях. Для автономной работы передвижные средства ТЭЧ оборудованы всем необходимым, даже автономным источником питания в 380 вольт. Коротко говоря, хорошая ТЭЧ ремонтирует все: от заклепки - и до ракеты. 

Боевой опыт авиаремонтников

Формула успешного выполнения боевых задач любой авиабригады в равных долях зависит от подготовки летчиков и исправности самолетов. Поэтому в начале войны перед авиаремонтными заводами и технико-эксплуатационными частями бригад встала важнейшая задача - максимально быстро поставить на крыло как можно больше единиц авиатехники. В бригадах закипела работа. Ненормированный график работы, освоения технологических процессов, непрерывный поиск дефицитных запчастей ... В результате, с начала 2014-го силами только ТЭЧ 40-й бригады удалось восстановить полтора десятка самолетов МиГ-29. Общий объем выполненных работ оценивается в более 300 млн. гривен!Следовательно, количество самолетов увеличивалось. Украинские Вооруженные Силы все активнее применяли авиацию, соответственно повышалась и отработки ресурса. Перед авиаинженерами возникли новые вызовы - удержать главное оружие бригады - фронтовые истребители - в боеспособном состоянии.К тому же вскоре наши Воздушные Силы столкнулись с необходимостью сосредоточить определенное количество военной авиации вблизи театра военных действий. К тому времени в распоряжении командования осталось лишь несколько запасных аэродромов на Востоке страны, где взлетно-посадочные полосы были пригодными для использования. Однако, не забываем о гражданских аэропортах, которые сразу превратили в военные аэродромы. Разумеется, ни те, ни другие не имели необходимой ремонтной инфраструктуры для боевых истребителей. Пришлось срочно отправлять передовые команды специалистов ТЭЧ для организации ремонтно-восстановительных работ на этих аэродромах.

Игорь Булич рассказывает, как за период АТО около 80% истребителей, привлекались к боевым операциям, обслуживались, ремонтировались и поддерживались в боеготовности силами передвижной ремонтной группы ТЭЧ бригады тактической авиации.

- Как только командованием было принято решение об использовании оперативных аэродромов - туда сразу отправились передвижные ремонтные группы, - вспоминает офицер.

- Для авиаинженеров начались бессрочные командировки с бешеной интенсивностью и круглосуточным рабочим графиком. Часто приходилось работать сутками без отдыха. И мы справились. И я горжусь своими ребятами.

Главная ценность - уникальные специалисты

ТЭЧ этой БрТА - одна из лучших в Воздушных Силах. Здесь работают специалисты высокого класса, которые прошли «естественный отбор» в своей профессии, пережили ряд довоенных «оптимизаций» и получили боевой опыт. Эти люди хорошо знают и любят свое дело. А их навыки и умения позволяют годами поддерживать вовсе не новые самолеты в боеспособном состоянии.Правда, в силу специфики профессии большинству пришлось смириться с ограниченными возможностями карьерного роста. Чтобы удержать кадровый потенциал, командиры всячески способствуют личному развитию личного состава. Пытаются создать максимально комфортные условия службы, атмосферу в коллективе.Сегодня в ТЭЧ авиабригады служат высокообразованные люди, настоящие интеллектуалы. Почти каждый имеет по два и более высших образования, плюс многочисленные квалификационные курсы, семинары, научные конференции, международный обмен опытом. Некоторые узкопрофильные специалисты являются уникальными на все Вооруженные Силы. Поэтому время от времени приходится выполнять ремонт самолетов из других авиабригад.

- Причины невозможности выполнить определенный вид восстановительных работ на самолете могут быть разные, - объясняет ситуацию начальник технико-эксплуатационной части авиационной техники бригады тактической авиации майор Игорь Булич.

- Например, выход из строя необходимой проверочной аппаратуры, отсутствие определенных узконаправленных специалистов или отсутствие необходимого опыта. Чтобы работать с авиационным оборудованием, мало иметь только профильное образование. Очень важен именно опыт. Поэтому и приходится иногда помогать коллегам из других авиабригад восстанавливать самолеты, параллельно учить и передавать опыт выполнения определенных видов ремонтно-восстановительных работ.Основным фактором, который вызвал острый дефицит узкопрофильных специалистов по обслуживанию и ремонту авиатехники, есть многочисленные довоенные «оптимизации численности». Начало войны мы встретили с целым рядом кадровых проблем, которые не решались годами. Есть конкретные случаи, когда из-за сокращения штатов в технико-эксплуатационных частях авиабригад оставалось лишь по одному специалисту на целые сектора ответственности. К тому же у этих специалистов приближался пенсионный возраст. И из-за непродуманной или нереализованной системы госзаказа в военных вузах, перед увольнением они не смогли передать своим преемникам опыт, знания и умения. Как следствие - разрыв поколений и снижение возможностей ТЭЧ авиабригад, для восстановления которых приходится прилагать немалые усилия до сих пор.

Джерело armyinform