08.12.20 

ImageНа восстановление полтавского аэропорта планируют потратить 785 млн грн в течение следующих трех лет

Неделю назад Полтавская ОГА опубликовала новый проект Программы развития и поддержки ПОКП «Аэропорт-Полтава» , рассчитанный на 2021-2023 годы. Область снова рассчитывает на более 70% финансирования от государства и анонсирует внутренние рейсы в Киев, Львов и Одессу, а также международные - в Турцию, Египет, Израиль, Испанию, Польшу, Литву и Грузию.

Напомним, предыдущая версия программы действовала с 2017-го по 2020-й годы. За это время на восстановление аэропорта планировали потратить 350 млн грн, из которых 270 млн - из госбюджета. Ни копейки государство так и не насчитало, поэтому область собственными средствами отремонтировала здание аэровокзала, рулежные дорожки и перрон, подлатала взлетно-посадочную полосу, устроила международный пункт пропуска и приобрела часть спецтехники и оборудования. На все это потратили 84,8 млн. грн.

На время это даже позволило «разморозить» аэропорт. В марте 2019-го из Полтавы начали отправлять чартерные рейсы в Анталию и Шарм-Эль-Шейх. Но «запала» хватило только на 3 месяца. Уже после первых полетов авиаперевозчик SkyUp понял, что взлетно-посадочная полоса в неудовлетворительном состоянии для его самолетов. До 20 июня чартеры выполняли небольшие самолеты авиакомпаний-партнеров, а затем рейсы остановили.

За последние 4 года Полтава приняла и отправила 247 самолетов, которые перевезли 6,5 тыс. Пассажиров. Больше всего - в 2019 году. Это были как внутренние рейсы в / из Киева, Харькова, Ровно, Запорожье, Днепра, Кропивницкого, Кривого Рога, Житомира, Львова, Винницы и т.д., так и международные - в направлении Франкфурта, Лондона, Лиссабона, Баку, Шарм-Эль-Шейхе, Анталии, Быдгощ, Вены и др. 56 рейсов были осуществлены и в 2020 году. Большинство из них были внутри страны, но также аэропорт принял 5-ти пассажиров из Тель-Авива. Кроме того, постоянно действовала и продолжает функционировать летная школа «Кондор», которая выполняет в Полтаве учебно-тренировочные полеты.

Image

И хотя область говорила об обустройстве в аэропорту duty free, базы вертолетов и грузового терминала, было понятно, что без качественного ремонта взлетной полосы, на восстановление работы нельзя ожидать. На себе это почувствовал и президент Владимир Зеленский во время визита в Полтаву 1 сентября. По его словам, во время приземления он подумал, что это будет последняя поездка в жизни. Это вдохновило Зеленского пообещать выделить на аэропорт около полумиллиарда гривен - при условии гарантий софинансирования от области.

Чтобы выполнить условия, управление инфраструктуры и цифровой трансформации обновило принятую в 2017 году Программу развития аэропорта. Ее пока не успели утвердить решением облсовета, но вопросы должны вынести уже на ближайшей сессии.

Итак, предусмотрено, что для возобновления работы аэропорта «Полтава» в течение следующих 3-х лет нужно потратить 784 500 000 грн. Из них 595 300 000 грн должно предоставить государство, 172 500 000 грн - область, 16 700 000 грн - само предприятие.

Наибольшую часть работ разработчики запланировали уже на следующий год. Преимущественно, это то, что так и не успели выполнить или заказать при реализации программы в последние годы. В частности: 

Статья расходов на 2021 Ориентировочная стоимость, грн

Корректировка проекта реконструкции периметров ограждения аэропорта           150 000

Реконструкция периметров ограждения аэропорта 42 300 000

Проект реконструкции искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки и перрона 25 000 000

Реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки и перрона 400 00 0000

Изготовление проекта и замена светосистемы взлетно-посадочной полосы 60 000000

Оборудование для освещения периметра аэродрома 4 000 000

Автоматизированный дизельгенератор для резервного питания светосистемы 2000 000

Система посадки воздушных судов 40 000 000

Система метеообеспечения аэродрома 6 000 000

Объездная дорога вдоль периметров ограждения аэропорта 20 000 000

Пожарный автомобиль для аварийно-спасательной команды аэропорта 15 000 000

Автомобиль высокой проходимости типа пикап для аварийно-спасательной команды 1 000 000 

Деайсер для протильдовой обработки воздушных судов 35 000 000

Установка воздушного запуска воздушных судов 8 000 000

Проект и капремонт системы отопления отдельных помещений терминала 4 500000

Система регистрации пассажиров 1500 000

Ангар для размещения аварийно-спасательной станции 5 000000

Капремонт пожарного автомобиля МАЗ 1 500 000

Вместе 670 950 000 грн.

Основная задача, которую должна выполнить область - изготовить проектно-сметную документацию для взлетной полосы. В программе на это предусмотрели 25 млн грн, однако, по словам главы Полтавской ОГА Олега Синегубов, стоимость варьируется от 19,5 млн грн до 35 млн грн. При этом, срок выполнения составляет 3-6 месяцев. Сейчас ОГА готовится объявить тендер на изготовление проекта. Сам же ремонт, по оценкам специалистов, можно провести за 1 год и 4 месяца, однако, при условии использования современных технологий, срок возможно сократить до 5 месяцев.

В общем в следующем году на аэропорт предлагают потратить 684,8 млн.грн. большую часть из них составляет вклад государства - 595,3 млн. грн. И больше из госбюджета финансирований не поступит. Последующие годы область должна «поднимать» аэропорт самостоятельно. Например, перронный автобус за 17 млн ??грн покупать уже исключительно за счет областного бюджета. То есть автобус, который будет доставлять пассажиров к самолетам, обойдется в треть всего бюджета развития аэропорта на 2023.

По расчетам управления инфраструктуры и цифровой трансформации, обновленный аэропорт будет принимать и отправлять самолеты по 10 направлениям, большинство из которых - международные. Чаще всего хотят осуществлять рейсы в Киев - раз в день. 

Image

В качестве заключения добавим, что в Программе развития аэропорта «Полтава» нет ни слова о финансовой выгодности проекта. Очевидно, об этом не может быть и речи. Эту проблему озвучивал и Олег Синегубов, упрекая на «тогдашний состав облсовета», который не понимал, зачем тратить средства на восстановление аэропорта, простое содержание которого обходится в 12-16 млн грн в год.

У главы ОГА нет никаких сомнений относительно необходимости такого объекта для Полтавы,  он надеется на лояльность нового состава Полтавского облсовета. В то же время, озвучивать такие надежды и прописывать цель программы на 7-ми неполных строках - немного странный подход. Понятно, что наличие у города собственного аэропорта - это больше вопрос статусности, чем экономической выгодности. Однако, заявляя, что «открытие внутренних и международных регулярных авиарейсов будет способствовать реализации туристического потенциала и формированию ее инвестиционной привлекательности», стоило бы добавить хоть какие-то прогнозируемые данные - хотя бы дальновидные. 

Источник poltava