13.09.07 
В конкурсе интерьеров воздушных судов, проводившемся на одной из самых престижных в мире авиационных выставок - "МАКС-2007", - первое место занял салон нового отечественного пассажирского лайнера Ан-148

Чтобы увидеть признанный лучшим на "МАКС-2007" салон Ан-148, корреспонденты "ФАКТОВ" отправились на аэродром "Гостомель", что в 20 минутах езды от Киева. Сопровождал нас начальник отдела Сергей Филь, под руководством которого создаются интерьеры воздушных судов в Авиационном научно-техническом комплексе имени Олега Антонова.

- Вы разрабатываете не только стандартные, но и VIP-салоны, предназначенные для высокопоставленных и богатых людей, - обращаюсь к Сергею Андреевичу. - Какие из интерьеров, созданных по индивидуальному заказу, были самыми необычными?

- Недавно нас попросили сделать интерьер... золотым. Точнее, покрыть салон изнутри золотой фольгой. Мы справились. Сначала наклеивали на панели салона специально предназначенный для авиации деревянный шпон, покрывали его огнеблокирующим лаком, а затем наносили сусальное золото.

Клиент, российский предприниматель, заказал этот интерьер в подарок жене. Дорогой вышел презент... Впрочем, любые вещи и материалы, предназначенные для авиации, стоят недешево, ведь к ним предъявляются предельно жесткие требования в отношении безопасности. Скажем, вроде бы обычная кофеварка, которую вы увидите на борту Ан-148, стоит восемь тысяч евро. Это почти 56 тысяч гривен. А цена металлического кувшина для кофе и чая - 800 евро!

- Какие из самолетов, которыми пользуются VIP-персоны, считаются наиболее престижными?

- Пожалуй, "Гольфстрим-550", он стоит 48 миллионов долларов. Столь же престижен, как, скажем, среди автомобилей шестисотый "Мерседес". Обладателями "Гольфстримов" являются порядка 15 российских олигархов. Эти самолеты появились на рынке относительно недавно. А "Фальконы", которые поменьше, успешно продаются уже многие годы. Они есть у миллионеров по всему миру. Понятно, что такие авиалайнеры строятся по индивидуальным заказам. Несколько моделей, более крупных, чем "Гольфстрим" и "Фалькон", для VIP-пассажиров выпускают компании-гиганты - американская "Боинг" и европейская "Аэробус".

В парке государственной авиакомпании "Украина", занимающейся перевозкой высокопоставленных должностных лиц, есть как западные, так и отечественные машины. Например, Ан-74 ТК-300.

- На каком самолете летает президент России?

- Ил-96-300 "Россия". А американский президент - на "Боинге-747". Оба самолета очень большие.

В ангаре, где стоял Ан-148, нас ждал летчик-испытатель Евгений Галуненко. Он рассказал, что его крылатая машина оснащена примерно 200 компьютерами. Так что пилоту достаточно поднять лайнер в небо, а дальше все смогут сделать ЭВМ, даже выполнить посадку - один из самых сложных этапов полета. Бортовой компьютерный комплекс оперативно отслеживает неполадки и опасные ситуации, дает рекомендации, как на них реагировать.

- А каков уровень комфорта в кабинах летчиков?

- У нас установлены английские кресла, - говорит Евгений Галуненко. - Они действительно очень удобные: в зависимости от особенностей строения тела в них можно отрегулировать большой набор параметров.

- Сколько стоит одно такое кресло? - спрашиваю у Сергея Филя.

- Простой вариант, предусматривающий регулировку положений вручную, - 12-14 тысяч долларов. Самый дорогой обойдется в два с половиной раза дороже. Спросите, почему цена столь впечатляющая? Достаточно сказать, что для определения оптимальной конфигурации кресла его создатели сделали слепки спин и ягодиц 250 человек. Изготовили по ним сиденья и просили летчиков выбрать то, которое больше понравится. В результате кропотливой работы остановились на оптимальном варианте. Интересно, что эта английская фирма занимается исключительно креслами для летчиков и стюардесс.

Корреспондентам "ФАКТОВ" впервые в жизни довелось посидеть в кресле стоимостью 14 тысяч долларов! Оно не жесткое, но и не мягкое. Как раз такое, чтобы в нем можно было провести несколько часов и не устать от сидения. Выходя из кабины пилотов, мы обратили внимание на то, что двери как будто бронированные. Оказалось, так оно и есть: и двери, и перегородка, отделяющая кабину от салона, - пуленепробиваемые. Соответствующие испытания были проведены в специализированной лаборатории Санкт-Петербурга. К тому же на экран, расположенный на приборной доске летчика, можно вывести все, что снимают телекамеры в пассажирском салоне.

Сергей Филь продемонстрировал нам светильники, которые называют "окно в небо". Они вставлены в выемки на потолке. За счет этого салон кажется выше, чем есть на самом деле. Затем мы осмотрели один из двух туалетов на борту Ан-148.

- Уборной сможет пользоваться даже инвалид-колясочник, а кнопка слива расположена так, что ее невозможно нажать, не встав с унитаза, - объяснил Сергей Андреевич. - Это в интересах пассажиров. Дело в том, что туалеты в самолетах вакуумные. Однажды пассажирка из Великобритании попала в своего рода западню: слила воду, сидя на унитазе, и ее присосало к нему за счет разряженности воздуха. Женщина была вынуждена просидеть в уборной несколько часов, пока самолет не приземлился. Конструируя туалет (на него, кстати, оформлен патент), мы учли печальный опыт этой дамы.

А теперь пройдемте в салон. Кресла для него по нашему заказу изготовили в Италии, но если клиент пожелает менее дорогой салон, можем установить российские сиденья, которые тоже довольно удобны. Расстояние между рядами сделали таким, чтобы даже очень высокие люди не упирались коленями в кресла впереди сидящих пассажиров. К тому же установлены телевизоры - один на два ряда кресел. У нас используется такое понятие, как стоимость одного пассажироместа. Так вот, в Ан-148 она составляет порядка двух тысяч долларов.

- Из чего изготовлены пол, стены салона?

- Это тонкий, легкий и очень прочный авиационный пластик. Он делается двухслойным. Между слоями помещают бумажные (бумага, конечно, тоже особая) конструкции в виде пчелиных сот. Они увеличивают прочность покрытий. Кстати, материалы, использующиеся для изготовления пола, испытывают даже на то, чтобы пассажирки не продавили их шпильками! Только не подумайте, что во время испытаний женщины стучат ногами по полу. Все гораздо проще: специальная машина давит на образцы материалов с заданной силой.

Интерьер салона Ан-148 может быть в различных вариантах - от эконом до VIP-класса. Вероятно, последний реализуют в самолетах, которые пополнят парк правительственной авиакомпании "Россия".

- По крайней мере, шесть Ан-148 должны быть построены для этой авиакомпании, - заявил "ФАКТАМ" генеральный конструктор Авиационного научно-технического комплекса имени Олега Антонова Дмитрий Кива.

- Как удалось добиться столь престижного заказа?

- Машина соответствует современным требованиям, удачная. По многим характеристикам превосходит зарубежные аналоги. На "МАКС-2007" был подписан контракт о закупке российской лизинговой компанией 34 Ан-148. На Воронежском авиазаводе будут выпускать эти самолеты. Шесть из них предназначены для авиакомпании "Россия". К тому же подписаны контракты с заказчиками из нашей страны и Казахстана.

- Сколько стоит Ан-148?

- Минимальная цена - 20 миллионов долларов. Это процентов на 20 дешевле, чем самолеты наших основных конкурентов. Но мы стремимся, чтобы Ан-148 покупали не потому, что он меньше стоит, а потому, что он лучше. Тогда сможем платить сотрудникам столько, сколько получают их коллеги за рубежом. Ведь уровень квалификации у нас такой же высокий.

Игорь ОСИПЧУК "ФАКТЫ"

Источник: president.org.ua