21.09.07 
Как стало известно «i», 26 сентября Кабмин намерен утвердить постановление о создании государственной авиализинговой компании, которая войдет в концерн «Авиация Украины». Основным отличием этой структуры от всех предыдущих государственных лизинговых проектов, не оправдавших себя, станет размер ее бюджетного финансирования. Предполагаемая сумма на 2008 г. — 1 млрд. грн.

Первый замминистра промполитики Владимир Рыжов рассказал «i», что министерство разработало проект постановления Кабмина о создании этой компании и утверждении ее устава. «Документ уже рассматривался на заседании правительства, однако его отправили на доработку — были несущественные юридические неточности. Теперь они устранены, и в ближайшую среду (26 сентября.—Авт.) Кабмин должен утвердить постановление»,— сообщил господин Рыжов.

По словам первого замминистра, отдельной строкой в проекте бюджета на будущий год предусмотрено финансирование новой компании в размере 1 млрд. грн. Предполагается, что «Укравиализинг» будет предоставлять услуги украинским авиакомпаниям для приобретения самолетов отечественного производства. Таким образом инициаторы создания «Укравиализинга» надеются решить сразу несколько проблем — перевозчики получат возможность минимизировать затраты на пополнение флота, а самолетостроительные предприятия обретут внутренний рынок сбыта.

Не исключено, что лизинговая компания поначалу будет сама эксплуатировать закупленные самолеты. «Насколько я знаю, первоначально такой вариант рассматривался»,— отмечает глава подкомитета авиационного транспорта транспортного комитета Верховной Рады V созыва Александр Голуненко. По его словам, для этого нужно сформировать при компании летный и технический состав и получить соответствующие сертификаты. Депутат считает, что такая авиакомпания могла бы работать с довольно высокой рентабельностью. «Чем больше во флоте авиакомпании самолетов одного класса, тем дешевле они обходятся в эксплуатации»,— объясняет эксперт, добавляя, что вряд ли сейчас какая-нибудь одна украинская авиакомпания будет готова закупить большое количество отечественных самолетов. По оценкам специалистов, суммы в 1 млрд. грн. достаточно для приобретения десяти самолетов Ан-148.

Комментируя цели создания авиализинговой компании, Владимир Рыжов отметил, что считает целесообразным диверсификацию видов деятельности концерна. «Доход предприятий авиапрома имеет волнообразный характер. Думаю, необходимо за счет создания других видов деятельности обеспечить участникам концерна стабильный заработок»,— заявил первый зам-
министра.

Это уже не первая попытка государства создать эффективный механизм авиализинга. В 1998 г. организовали сразу две компании для предоставления лизинговых услуг на авиарынке. Одна из них (под таким же названием «Укравиализинг») функционировала за счет средств Минтранса и просуществовала до 2002 г. Как объяснили тогда в министерстве, государство не выделяло денег на деятельность компании, и в конце концов у нее не оказалось даже средств, чтобы платить за аренду помещения. По решению Кабмина в том же году была создана компания ОАО «ЛК «Укртранслизинг», уставный фонд которой в размере 200 млн. грн. первоначально был сформирован за счет имущества и средств железных дорог. В 2002-2003 гг. через компанию «Укртранслизинг» продали 4 самолета Ан-140, однако с тех пор она проводит лизинговые операции только в вагоностроительной отрасли.
 
В 2006 г. министр транспорта Николай Рудьковский учредил еще одну авиализинговую компанию — «Лизингтехтранс». Госбюджетом-2007 «Лизингтехтрансу» отведено 150 млн. грн. на закупку самолетов Ан-148. Однако фактически компания оказалась лишена финансов после того, как парламент отклонил проект закона о предоставлении ей госгарантий на привлечение кредита в 2 млрд. грн.

Источник: eizvestia.com