Какие альтернативы есть у Qatar Airways для отмененного заказа A321neo?
Европейский авиастроительный концерн Airbus отменил заказ на самолеты A321, полученный от авиакомпании Qatar Airways на фоне разногласий по поводу проблем, касающихся поверхности фюзеляжа лайнеров A350. Заказ был на поставку 50 самолетов A321.
Qatar Airways, одна из крупнейших компаний, пользующихся самолетами A350, на протяжении нескольких месяцев спорит с Airbus по поводу того, может ли разрушение поверхности фюзеляжа вызывать риски для безопасности. В прошлом месяце Qatar Airways сообщила, что подала в суд иск против Airbus в Высокий суд Лондона.
Также Qatar Airways приостановила полеты 21 лайнера A350 из-за возникшей проблемы с фюзеляжем.
На отмену своего заказа авиакомпания отреагировала, выпустив видеоматериалы, показывающие, как на самом деле выглядела деградация поверхности и растрескивание краски. На кадрах, дающих новое представление о степени предполагаемой деградации, видно несколько различных типов повреждений, из-за которых система защиты от молний и некоторые композитные конструкции оказались незащищенными от непогоды.
На данный момент в парке Qatar Airways всего три самолета Airbus A321, один из которых на стоянке уже несколько недель. Эти самолеты представляют собой более старый вариант -200 и их средний возраст составляет 11,5 лет.
Цель заказа A321neo для Qatar Airways заключалась не только в том, чтобы заменить эти устаревшие самолеты и обеспечить более низкую стоимость мест на маршрутах, но и в том, чтобы еще больше развить эти концепции. Новая и улучшенная версия A321 предлагала заметный прирост эффективности, а также дальности полета, в то время как его вариант LR предлагал еще большую дальность полета.
В заявлении 2019 года о своем заказе Qatar Airways заявила, что будет использовать A321LR для соединения Дохи с «новыми растущими рынками», где спрос на широкофюзеляжный самолет был недостаточным. Эти самолеты будут летать туда, куда не могут добраться нынешние узкофюзеляжные самолеты авиакомпании (A320 / A321).
Теперь, когда заказ Qatar Airways на A321neo отменен, какие варианты есть у авиакомпании? Во-первых, авиакомпания может захотеть сохранить свой существующий парк самолетов Airbus A321 на более длительный срок, чтобы продолжать заполнять пробел в операциях средней дальности и с низким спросом. Однако, если она хочет модернизировать парк и повысить эффективность, варианты кажутся ограниченными.
Размер A321neo означает, что самолет подходит для перевозки до 244 пассажиров на максимальную дальность 4000 морских миль. Если мы посмотрим на альтернативы исключительно с точки зрения размера, есть только два конкурента, не входящих в состав Airbus:
- Boeing 737 MAX 10, который скоро будет сертифицирован, имеет максимальную вместимость 230 пассажиров.
- Boeing 787-8, который имеет двухклассовую вместимость 248 человек, но гораздо большую вместимость одного класса 359 человек, с еще более высоким пределом выхода.
Это ставит авиакомпанию в затруднительное положение. MAX 10 имеет немного уменьшенную вместимость, а также немного уменьшенную дальность полета до 3300 морских миль. В то же время, Boeing 787-8 может пролететь более 7000 морских миль, и он намного превышает размер A321neo более чем на 100 пассажиров. Возможно, это еще раз подчеркивает необходимость для Boeing предложить самолет среднего размера.
MAX 10, возможно, является ближайшей альтернативой A321neo, но все же не идеально подходит.
Гораздо менее вероятным вариантом для Qatar Airways может быть просто приобретение A321neo у арендодателей самолетов. Однако, хотя это, по сути, идеально соответствовало бы оперативным целям авиакомпании, крайне сложно представить, что перевозчик захочет этого, поскольку даже лизинг самолетов Airbus выглядел бы как одобрение европейского производителя самолетов.
Некоторые авиационные обозреватели предположили, что спор заставит авиакомпанию искать новые китайские и российские альтернативы. На данный момент ни одна из стран не предлагает самолеты такого же размера, как A321neo. Этот вариант кажется самым маловероятным, учитывая тот факт, что эти самолеты относительно непроверены и в значительной степени не сертифицированы на многих рынках, которые авиакомпания надеется обслуживать.