13.11.07 
Кабинет министров поручил Генеральной прокуратуре разобраться в причинах задержки сертификации самолета Ан-148-100. А правление концерна "Авиация Украины" потребовало привлечь к персональной ответственности руководство АНТК им. Антонова за задержку подготовки самолета к выпуску. В самой корпорации задержку объясняют необходимостью внести изменения в конструкцию самолета после его испытания. Эксперты уверены, что претензии правительства связаны с намерением усилить контроль за увеличившимся втрое бюджетным финансированием отрасли.

Ан-148-100 – региональный реактивный самолет, предназначенный для пассажирских перевозок (базовый вариант рассчитан на 80 мест) на расстояние до 3,6 тыс. км при крейсерской скорости 820-870 км/ч. Его стоимость составляет около $20 млн, что дешевле других машин этого же класса.

Как стало известно Ъ, Кабинет министров распоряжением от 5 ноября (копией располагает Ъ) поручил Генпрокуратуре проверить информацию о задержке сертификации самолета Ан-148-100. Обращению в ГПУ предшествовало заседание правления государственного авиастроительного концерна "Авиация Украины". Как следует из протокола (копией располагает Ъ), правление признало, что задержка выпуска самолета произошла из-за переноса сертификации более чем на год. По словам члена правления концерна Анатолия Мялицы, о своих претензиях к АНТК им. Антонова на заседании заявили ГП "Киевский авиазавод" и производственное объединение "Авиант". По информации этих предприятий, главный конструктор АНТК Дмитрий Кива подписал 4866 документов по изменению конструкции самолета. На внедрение этих изменений ушло 422,4 тыс. нормо-часов, что увеличило затраты на производство на 11,2%.
В самом АНТК обвинения в срыве графиков сдачи самолетов называют беспочвенными. "Ту-334 сертифицировали целых десять лет, тогда как мы справились с сертификацией Ан-148-100 за два года. Изменения в конструкцию самолета внесены после его испытания, что является нормальной практикой в авиастроении. В срыве своевременного выпуска самолета нужно обвинять не нас, а непосредственных производителей, которые пытаются своими заявлениями переложить свою вину на нас",– заявил пресс-секретарь конструкторского бюро АНТК Андрей Совенко.

Сертификация Ан-148-100 проходила с марта 2005-го по февраль 2007 года. На момент получения сертификата АНТК им. Антонова подписал контракты на поставку 41 самолета казахским авиакомпаниям СКАТ и "Беркут", российским KrasAir и "Россия", а также одного самолета украинской компании "Украина". До 2010 года "Авиант" планирует произвести 34 самолета.

Аналитик ФК "Уралсиб" Кирилл Чуйко считает, что за обвинениями руководства АНТК им. Антонова вряд ли стоят только технические претензии: "Процесс сертификации самолета и его производство действительно могут затянуться, и к этому, как правило, все готовы. А прокуратура и правительство – это не те ведомства, которые могут давать технические заключения по поводу вопросов, касающихся безопасности полетов". А глава комитета по промышленной политике Верховной рады V созыва Сергей Матвиенков уверен, что нынешние претензии связаны с намерением Кабмина получить контроль над выделенным из бюджета финансированием. На прошлой неделе первый вице-премьер Николай Азаров заявил, что правительство намерено увеличить финансирование авиастроителей с 283 млн грн до 1,5 млрд грн. "Проверки начались сразу после этого заявления",– отметил господин Матвиенков.

ОЛЕГ Ъ-ГАВРИШ, ОЛЬГА Ъ-ФЕДОРЯК

Источник: www.kommersant.ua