13.11.07 
Тема отечественного самолётостроения снова на первых полосах всевозможных изданий и в сюжетах телевизионных выпусков новостей. В отличие от советских времён, когда проектировка и последующий запуск нового самолёта вызывала гордость за отечественное самолётостроение, то сегодня – ни дня без скандала.

В начале последнего месяца осени в обращении к президенту Украины, трудовой коллектив государственного предприятия Авиационный научно-технический комплекс им. Антонова просил гаранта Конституции не допустить утверждения нового устава предприятия. Коллектив обеспокоен незаконным вмешательством в деятельность АНТК им. Антонова и в третий раз обратился к Виктору Ющенко с просьбой немедленно принять меры для прекращения игнорирования конституционных прав трудового коллектива, которому стало известно об отдельном поручении Кабинета Министров Украины министру промышленной политики «о немедленном утверждении нового Устава АНТК им. Антонова и, соответственно, замене руководства».
 
Трудовой коллектив считает, что своими действиями Кабмин пренебрег судебные запреты вносить изменения в Устав предприятия без согласия трудового коллектива, который выражает полную поддержку действиям руководства АНТК и генерального конструктора Дмитрия Кивы. Это не первый крик о помощи трудового коллектива. Двумя месяцами ранее, в сентябре, они сначала искали помощи у премьер-министра Украины с просьбой защитить предприятие от попыток рейдерства. Тогда коллектив считал, что в определенных кругах Министерства промышленной политики и авиастроительного концерна «Авиация Украины» продуцируются решения об изменении Устава предприятия, смене руководства АНТК им. Антонова, что угрожало бы развалом предприятия и отрасли авиастроительства Украины.
 
Откликнулся помочь «антоновцам» министр финансов Николай Азаров. Вот только помогать решил по-своему, по-азаровски.  Он обратился к министру промышленной политики Анатолию Головко с требованием, чтобы АНТК предоставил ему перспективный план разработок новых моделей самолетов. Азаров не хочет, чтобы АНТК занимался проеданием старого багажа в лице АН-148, который выводят на серию. Николай Янович хочет, чтобы в портфеле этого известнейшего конструкторского бюро было, по меньшей мере, несколько разработок, которые могли бы, заменить АН-148 через несколько лет и поэтому потребовал от Головко и председателя правления государственного концерна  «Авиация Украины» Олега Шевченко принять меры относительно пребывания на занимаемых должностях руководителей АНТК.
 
Устав предприятия – закон, по которому должен жить и работать трудовой коллектив и не может навязываться без ведома персонала, нарушая законодательство Украины, в соответствии с указаниями отдельных должностных лиц. Хоть Азаров и говорил, что вопрос о смене руководства АНТК пока не стоит, но деятельностью Кивы в правительстве не довольны, это факт. То есть надо понимать, что у Кабинета Министров есть намерение «подвинуть» Киву и сделать это как можно быстрее, потому что время правительства под предводительством Януковича вот-вот закончится, а упускать такой лакомый кусок, которым является АНТК им. Антонова, как-то не с руки.
 
Но просто так, одним административным методом, который так любят применять практически все власть имущие, поменять руководство не получится. На защиту стали всем трудовым коллективом, поэтому в правительстве Януковича начали думать, на чём можно «подловить» Дмитрия Киву. Думали, думали и, наконец, придумали. Кабмин потребовал от генерального конструктора предоставить документацию и отчеты для комплексной проверки, якобы для того, чтобы подтвердить или опровергнуть слухи об угрозе срыва реализации крупнейшего проекта отечественного авиапрома – серийного производства самолёта Ан-148. Согласно выводам правительственного комитета, сейчас отставание составляет не менее 3-4 месяцев.
 
Также Азаров придумал ещё одну причину проведение комплексной проверки, кстати, очень любимая и применяемая формулировка для неугодных ещё тогда, когда Азаров был руководителем Государственной налоговой администрации. Если руководство какого-то предприятия  не хотело идти в «форваторе» Николая Яновича и не придерживалось его политики, сразу же намечалась проверка и «проверяли» до тех пор, пока руководители, подсчитывая убытки от простоя предприятия во время проверки, шло на попятную. Но на АНТК отказались предоставлять какие-либо документы, а когда руководство Минагрополитики распорядилось уволить Дмитрия Киву по результатам проверки Главного контрольно-ревизионного управления деятельности АНТК им. Антонова в 2005-2007 годах, то дальше намерений дело не дошло. Данное поручение, как писалось ранее, невыполнимо из-за судебного запрета. Речь идёт об определении Голосеевского суда Киева, вынесенного по иску трудового коллектива АНТК. 
 
Почему же правительство так обеспокоено деятельностью АНТК и почему так взъелось на Киву? Ключевым пунктом в позиции украинского правительства по самолету Ан-148 является кооперация с Россией при условии, что самолет должен производиться на территории Украины. Российская компания «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), нацелена на самое тесное и активное сотрудничество с государственным концерном «Авиация Украины» вплоть до объединения в одну компанию. Самым эффективным проектом россияне считают Ан-148. По этому проекту был подписан контракт между Киевским авиационным заводом «Авиант» и «Воронежским акционерным самолетостроительным обществом» («ВАСО») на поставку агрегатов для Ан-148, собираемых на мощностях в Воронеже.
 
Согласно условиям кооперации, украинское предприятие должно поставить на завод «ВАСО» комплекты для производства 4 машин Ан-148 в следующем году, 12 – в 2009, 18 – в 2010, 26 – в 2011 и 36 – с 2012 года. По оценкам экспертов, доля украинских комплектующих составит до 45-50%. При стоимости самолета в 22 миллиона долларов украинские предприятия получат заказы примерно на 10 миллионов долларов на каждой машине.
 
Как утверждает источник в «ВАСО», Дмитрий Кива не принял участия в этих переговорах, так как находился на больничном. При этом именно действия главы АНТК привели к проблеме на переговорах, связанной с передачей россиянам технической документации по Ан-148. На разработку документации было израсходовано около 110 миллионов долларов, а передана она «ВАСО» на сумму 28 тысяч долларов.
 
В украинском правительстве считают, что заключение указанной сделки не в компетенции Дмитрия Кивы. Правительство выделило огромные деньги на эту разработку — на освоение серийного производства, и рассчитывало, что Ан-148 пойдет в серию на наших заводах.
 
Но существует проблема, которая находится гораздо глубже, нежели просто деятельность Кивы или претензии украинского правительства к нему. До сих пор не завершена процедура международной сертификации Ан-148, что является задачей АНТК. Без одобрения сертификата самолета Европейским агентством авиационной безопасности (ЕАSA) нельзя начать серийное производство Ан-148 для мирового рынка. Первоначально, намеченные сроки сертификации превышены более чем на год. Ранее планировалось, что выпуск Ан-148 начнётся в 2006 году, теперь же заказчики получат самолёт украинского производства в следующем, тогда же, когда он будет собран и в России, хотя ранее «ВАСО» планировало поставить первые машины заказчикам к концу этого года. Затягивание с выходом в серийное производство Ан-148 может привести к тому, что отечественные производители самолётов не получат выход на рынок средних региональных аппаратов.
 
Как ни странно, но россиянам выгоден конфликт на АНТК. Сейчас в России завершается разработка конкурента Ан-148 — самолета «Sukhoi Superjet 100» (SSJ). Раньше планировалось, что Ан-148 выйдет в серию на два года раньше SSJ, теперь же эти машины могут появиться на рынке одновременно. В такой ситуации русские вряд ли позволят Ан-148 потеснить их собственный проект на своем внутреннем рынке. Весь мировой рынок региональных самолетов на ближайшие 20 лет российская компания «Сухой» оценивает в 5700 единиц и вряд ли российские авиастроители захотят конкурента, пускай даже из совместного российско-украинского проекта. Что-то очень рьяно, и главное во время, правительство взялось «навести порядок» в АНТК.
 
Виктор Паладинов

Источник: oligarh.net