15.11.07 
Попытки украинских авиастроителей организовать маркетинг продукции собственной разработки или производства иногда напоминают ситуацию из басни Ивана Крылова. Даже на таком узком поле, как продвижение на рынок самолетов, авиастроители Украины не могут четко разграничить сегменты интересов и не «залезать» на соседнее поле.

Выставка в Объединенных Арабских Эмиратах DUBAI Airshow 2007 тому очередное грустное подтверждение. Все ведущие авиастроители Украины «вдруг» устремились на это мероприятие. Концерн «Авиация Украины», по словам его представителей, рассчитывает заключить здесь контракт между «Авиантом» и Королевством Катар на поставку Ан-32П. При этом почему-то «пожарник» в Дубаи не попадает. Единственной моделью от Украины на выставке является авиантовский же «Руслан», проданный в ОАЭ в начале 2004 года. Хоть концерн секрета из своей поездки не делает, но и особо о ней не распространяется.

Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) уже привыкло работать в соответствии с руководящей линией концерна, поэтому машины в Дубай не везет, в отличие, кстати, от предыдущего эмиратского авиасалона. Харьковская авиатехника (в первую очередь модификации Ан-74) пока не производит на арабов такого сильного впечатления, чтобы они немедленно пожелали заключить соглашение.

Косвенно ситуацию испортили два невыполненных контракта ХГАПП: Египет так и не получил два из трех заказанных Ан-74Т-200А, а Ливия ни одного из пяти Ан-74 в различных модификациях, в том числе VIP и санитарный. Поэтому харьковскому авиазаводу еще долго придется восстанавливать свой имидж порядочного поставщика. Кстати, представители Минпромполитики утверждают, что гендиректором ХГАПП все еще числится Павел Науменко, поскольку во время передачи завода «преемнику» Сергею Задорожному он находился на больничном, и продолжает бюллетенить до сих пор.

Событием салона для украинских авиастроителей, безусловно, станет участие в нем АНТК им. Антонова. До этого момента экспозиция этого предприятия в Дубаи выставлялась в конце 90-х гг. Игнорирование авиасалона руководство КБ всегда объясняло отсутствием серьезного рынка (или похожими аргументами – невыгодно и бесперспективно).

По сообщению пресс-службы АНТК, в Эмиратах будут представлены не только макеты и материалы по модификациям регионального самолета Ан-148, но и по модификациям Ан-74, в частности злополучный Ан-74Т-200А.

В свое время харьковский завод при подписании контракта согласился «не глядя» со всеми пожеланиями заказчика, лишь бы за это платили, а после оказалось, что с учетом всех доработок получается новая машина. К слову, модификации Ан-74, как и Ан-140, долгое время были «нелюбимыми детьми» АНТК. За два последних года работа по Ан-74 продвигалась со «скрипом», и то с учетом подписанного контракта, а по Ан-140 – никак. И вдруг – изменение политики на 180 градусов.

«Партнеры по программе уверены, что новые варианты Ан-74, готовые выполнять разнообразные задачи, заинтересуют многих авиаперевозчиков Ближнего Востока и Северной Африки и будут успешно работать в регионе», – говорится в пресс-релизе АНТК.

абского мира давно предпочитают бизнес-джеты соответствующих категорий. Впрочем, очень похоже, что декларации о VIP-вариантах Ан-148, чье продвижении в Азии «видится перспективным» исходя из пресс-релиза АНТК, – не более чем продукт «внутренний», рассчитанный на всеядные украинские медиа.

Наталья Печорина

Источник: www.ugmk.info