11.12.07 
Есть сведения, что с января 1991г. по август 2007г. ХГАПП не получило из госбюджета ни  копейки. В первом полугодии 2007г. объёмы производства сократились, по информации Харьковской областной госадминистрации, на 57 % — по сравнению с тем же периодом «провального» для предприятия 2006 г. Сумма долгов по зарплате и  выплатам в пенсионный фонд составила 20 млн грн, и это при ежемесячных затратах в 10 млн грн на погашение процентов по кредитам.

Под руководством нового гендиректора ХГАПП Сергея Задорожного харьковские авиастроители разработали бизнес-план антикризисной «пятилетки», включающий активизацию контрактов, по которым реально получить предоплату.

Как сообщили в департаменте стратегического развития предприятия, ситуация на ХАЗе постепенно выравнивается. С первого июля 2007г. предприятие было освобождено от ежемесячных плат за землю, которые составляли более 600 тыс. грн. Основные кредиторы завода — «Проминвестбанк» и «Укрэксимбанк», получив из госбюджета Украины деньги на погашение процентов по кредитам (всего на кредитные нужды ХАЗа, в соответствии с постановлением Кабмина от 05.07.2007 г., было выделено 100 млн грн), реструктуризировали обязательства предприятия и оказали ему финансовую помощь. ХГАПП начало закупку недостающих комплектующих для завершения сборки семи самолётов Ан-74 и четырёх Ан-140.

На международном аэрокосмическом салоне МАКС-2007 в г.Жуковском был подписан меморандум о взаимопонимании в авиационной сфере между ГАК «Авиация Украины» и российским ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», рассказал «Статусу» помощник генерального директора ХГАПП, управляющий делами Павел Москаленко.российско-украинской делегации на Харьковский авиазавод. Стороны были ознакомлены с состоянием дел по кооперации ХГАПП с самарским ОАО «Авиакор — авиационный завод» и омским ФГУП «Полёт».

В октябре 2007г. между АНТК им. О.К. Антонова и  «Авиакором» был подписан договор о расширении сотрудничества, предполагающий увеличение производства самолетов Ан-140Сейчас россияне стремятся создать совместное конструкторское предприятие, которое «получит право разрабатывать новые варианты самолёта на территории России и вносить в них изменения по требованиям заказчиков», как сказал Сергей Лихарев, генеральный директор ООО «Авиаресурс-Холдинг» — структуры, аффилированной компании «Базовый элемент» (принадлежит российскому бизнесмену Олегу Дерипаске) и являющейся держателем 98 % акций «Авиакора».

Некоторые эксперты полагают, что создание СП может лишить Украину контроля над проектом Ан-140. До тех пор пока лицензией на конструкторские изменения самолёта обладает АНТК, россияне без украинской стороны обойтись не могут. Только ХГАПП, например, поставляет на  «Авиакор» около 50 % комплектующих к Ан-140. Однако ряд украинских СМИ высказал опасения, что российские авиастроители, заполучив права на всю документацию, со  временем перестанут нуждаться в украинских мощностях. Смогут ли в этом случае отечественные авиазаводы развивать проект дальше? Масла в огонь подливают появившиеся в российской прессе предложения о «русификации» Ан-140, то есть полном переносе его производства в Россию.

П. Москаленко, комментируя по просьбе «Статуса» мрачные прогнозы, назвал их чушью. Мол, «создание самолётов — это не выращивание картофеля. В этой отрасли разработки длятся годами. Поэтому нет никаких оснований полагать, что после передачи технической документации российской стороне наш авиапром потеряет какие-то заказы или перестанет развиваться». По его словам, без интеграции с другими странами украинское самолётостроение имеет сомнительные перспективы.

Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) производит модификации грузопассажирского самолёта Ан-74 (для нужд коммерческой авиации) и  регионального турбовинтового Ан-140 (включая пассажирскую, санитарную, грузовую, десантную и VIP версии), а также комплектующие к АН-148. Модификация Ан-74ТК-300VIP даёт возможность закрепиться в верхнем сегменте рыночной ниши среднефюзеляжных административных самолетов. Турбореактивный лёгкий транспортный самолет Ан-74Т-200А конкурирует с турбовинтовыми G-222 (Италия), C-27J Spartan (Италия/США) и CASA CN-295 (Испания).
За последние пять лет контрактный портфель ХГАПП вырос в 28  раз.
Источник: ИА SQ

Константин Бондарев, эксплуатант Ан-140:
— Это довольно тихий, добротный самолёт, настоящая «рабочая лошадка». В воздухе «сидит» плотно (нет ни  воздушных ям, ни дёрганий), высоту набирает резво. В СМИ периодически затеваются кампании по критике Ан-140. Я думаю, это делается для того, чтобы «продавить» поставки в Украину на  льготных условиях иностранных самолетов second hand. Ан-140 имеет перспективы развития в административный самолёт, грузовик (по типу Ан-26), самолёт специального назначения (патрульный, для ледовой, рыбной и аэрофотосъёмочной разведки). Также возможен вариант с удлинённым фюзеляжем на 68 пассажиров.

Ирина Андренко

Источник: status.net.ua