31.01.08 
Харьковский «Кулибин». Изобретатель Адалет Исмаилов решил задачу, над которой последние сто лет бились конструкторы авиации. Без специального образования и с помощью подручных средств он создал узел, который компенсирует реактивный момент вертолета

Когда лопасти «стальной птицы» вращаются в одну сторону, фюзеляж машины начинает вращаться в другую. В начале прошлого века, чтобы побороть крутящий момент, создатели вертолета прикрепили к нему хвостовую балку и рулевой винт.


Моделированием и авиацией изобретатель Адалет Исмаилов увлекался с детства. Собирал планеры, самолеты и ракеты. В двадцать три года юношеская забава превратилась в дело всей жизни - Адалет взялся за решение задачи, над которой инженеры авиации бились последние сто лет. В 1908 году конструктор Игорь Сикорский приступил к созданию первого в мире вертолета, рассказывает Адалет Исмаилов. В 1910 машина полетела.

Адалет Исмаилов
изобретатель
Идея была заманчивая, потому что для таких машин не требовалась специальная площадка для посадки. Но скоро выяснили большой минус - при вращении винта в одну сторону, фюзеляж вращался в другую сторону. Потом это дело окрестили реактивным моментом

Алексей Тимченко
старший научный сотрудник кафедры проектирования самолетов и вертолетов
Для того, чтобы компенсировать этот момент вредный Сикорский в начале прошлого столетия предложил такую схему: хвостовую балку и рулевой винт. Он является и компенсирующим и рулевым. То есть по курсу управляет

Алексей Тимченко - старший научный сотрудник Харьковского аэрокосмического университета. Специализируется на вертолетостроении. С помощью хвостовой балки Сикорский сумел побороть реактивный момент, говорит Тимченко. Но конструкция оказалась далеко не идеальной.

Алексей Тимченко
старший научный сотрудник кафедры проектирования самолетов и вертолетов
По габаритам имеет большие размеры, по массе... И кроме того, этим винтом можно повредить окружающие предметы

Хвостовой винт - ахиллесова пята вертолета. Попадание снаряда или небольшой удар становятся роковыми - пилот сразу теряет контроль над машиной. Несмотря на это, девяносто пять процентов вертолетов снабжены хвостовым винтом, говорят в ХАИ. За сто лет конструкторы так и не разработали достойного аналога. Харьковчанин Адалет Исмаилов утверждает, что нашел решение. Над изобретением он работал пятнадцать лет - разрабатывал чертежи и схемы. Но наброски на бумаге авиаторов не впечатляли.
Показывал. Но никто никогда не говорил, что он может работать. У всех были сомнения. Потому что эффект скрытный, его сразу не увидишь

Тогда Исмаилов решил сделать модель своего устройства. Эту машину изобретатель собирал в своем гараже из подручных средств. Старые трубки для каркаса, лопасти из дерева и пенопласта, в качестве мотора обычная электродрель. Исмаилов говорит, главное - не внешний вид, а то, что аппарат работает. Год назад изобретатель представил модель на суд авиаконструкторов.

Алексей Тимченко
старший научный сотрудник кафедры проектирования самолетов и вертолетов
Во-первых, вид такой - это раз. Во вторых, эта модель неочевидна с ходу. Как всякое сложное устройство оно сначало видится, как черный ящик. И я потратил несколько часов, общаясь с ним, чтобы понять в чем суть его работы, на что он претендует

С помощью обычных грузиков и коленвалов, которые вращаются с отставанием, Адалет Измаилов погасил реактивный момент. Он остановил фюзеляж вертолета и даже заставил его вращаться в ту же сторону, что и лопасти.

Алексей Тимченко
старший научный сотрудник кафедры проектирования самолетов и вертолетов
У него получилась модель, которая позволяет остановить вращение. Но тот вариант изготовления, он, конечно, доморощенный. Надо создать красивую, презентабельную конструкцию. А второе - нужно создать математическую модель - почему оно происходит

Создавать математическую модель Адалету Исмаилову сейчас помогают сотрудники ХАИ. Для этого нужны специальные знания. Адалет Исмаилов по образованию инженер-механик. Говорит, изобретение создавал, прислушиваясь к интуиции.

Адалет Исмаилов
изобретатель
Поскольку не было авиационного образования, я не работал в области авиации. Трудно было иметь доступ к таким документам. Материалы были скудные. Это газеты, это журналы «Наука и техника», «Наука и жизнь», всякие такие материалы, которые всем доступны

Благодаря узлу, который компенсирует реактивный момент, авиастроители смогут обрубить вертолету хвостовую балку. Это уменьшит вес машины, снизит стоимость и улучшит маневренность «стальной птицы».

Изобретатель говорит, его узел пригодится не только в авиации. Устройство, которое компенсирует реактивный момент необходимо в химической промышленности и даже в космосе.

Адалет Исмаилов
изобретатель
В пространстве космическом нет точки опоры. А это вращение создает компенсацию. Допустим, поворот станции, спутника вокруг своей продольной оси. Нужна опора, а вращая этот механизм можно опереться

Собранный узел Адалет Исмаилов запатентовал в России и Украине. Сейчас оформляет его как летательный аппарат. Но для того, чтобы изобретение признал научный мир и разработку Исмаилова запустили в производство, нужно построить опытную модель. Собрать ее изобретатель сможет за два-три месяца на базе списанного вертолета. Для этого нужны несколько тысяч долларов, которых у изобретателя нет. Сейчас он ищет спонсоров. Пятнадцать лет Исмаилов работал над узлом, вкладывая в него порой всю зарплату. Алексей Тимченко уверен: даже если у Исмаилова не получится собрать опытную машину, его разработка войдет в историю. Потомки воспользуются схемой Исмаилова и создадут вертолеты нового поколения.

Источник: www.objectiv.tv