06.06.08 

СНБОУ решило сохранить концерн «Авиация Украины», созданный правительством Януковича и возглавляемый активным членом Партии регионов

Заседание СНБО Украины, состоявшееся в прошлую пятницу, было для авиапромышленности в некотором смысле поворотным. На рассмотрение Совбеза наконец был вынесен результат работы Межведомственной комиссии СНБОУ, которой в феврале нынешнего года было поручено изучить целесообразность существования концерна «Авиация Украины». Напомним, в марте 2007 года правительство Януковича приняло решение создать концерн. Но со сменой правительства АНТК им. Антонова и ЗМКБ «Прогресс» подали иск к Кабмину в Окружной административный суд Киева, где опротестовали свое включение в состав «Авиации Украины». В то же время в конце 2007 — начале 2008 года появились предложения о ликвидации концерна и создании вместо него хозяйственной корпорации , в которой руководящую роль играл бы АНТК им. Антонова. Первым решением Окружной суд приостановил действие пункта правительственного постановления от 14 марта 2007-го года, в котором был перечень предприятий, включенных в новую структуру. Решением от 26 мая 2008 года принятие судебного вердикта было приостановлено до решения СНБОУ.


По информации источников «k:», первоначальный доклад Межведомственной комиссии СНБОУ в целом был в пользу будущей корпорации. Более того, ныне действующие предприятия авиапрома предполагалось разделить на четыре корпорации по направлениям деятельности. Также в рекомендациях комиссии содержались предложения по корпоратизации отрасли. Такую позицию с различными нюансами не раз озвучивало нынешнее руководство Минпромполитики. По мнению министра промышленной политики Владимира Новицкого, корпоратизация должна была проводиться в рамках реформирования авиастроительной отрасли, и в первую очередь, это касалось авиазаводов и АНТК им. Антонова. Также в планах Минпрома была частичная приватизация АНТК для привлечения инвесторов. Руководство КБ против этих действий не возражало, хотя несколько лет назад любое такое предложение встречало яростное сопротивление. Позиция «визави» АНТК по лоббированию своих интересов, госконцерна «Авиация Украины», иная. Объединение десяти предприятий — и это не раз подчеркивалось — проводилось как для интеграции отрасли вообще, так и с целью дальнейшего объединения с российской ОАК.


Лоббисты АНТК не смогли добиться ликвидации концерна, и значит, продажа «по частям» пока отложена. Вместо этого, говорят информированные представители исполнительной власти, государственные органы озаботились угрозой выведения за рубеж активов и капиталов ведущих авиастроительных структур. Редкий случай, когда на заседании Совбеза одновременно премьер Юлия Тимошенко и и.о. председателя Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко бьют тревогу по поводу тенизации капиталов, получаемых от эксплуатации украинских самолетов в рамках СП Ruslan SALIS и Ruslan International («k:» от 30.11.2007 г.). И если требование разобраться с этой коллизией несколько запоздало, то признание кризисного положения авиапрома, при всей его банальности, впервые удивило мерами по преодолению данного явления.


Во-первых, как следует из сообщений источников «k:», на уровне Совбеза было заявлено о неэффективном управлении авиапромышленной отраслью со стороны Минпромполитики Украины. «Под раздачу» СНБОУ также попало правительство (вернее, шесть составов КМУ), не обеспечившее надлежащее выполнение Госпрограммы развития авиастроения на 2002–2010 годы. Средний показатель финансирования программ отрасли за 2002–2007 годы составил 19,8%. Во-вторых, в заявлении секретаря СНБОУ Раисы Богатыревой по результатам заседания от 30 мая констатируется утрата позиций Украины на рынке авиатехники. На уровне главы СНБОУ уже признано, что приостановлено серийное производство авиатехники, не выполняются экспортные контракты на поставку самолетов. А опытные специалисты вынуждены массово покидать заводы и КБ. По утверждению источников «k:», СНБОУ предложило в двухмесячный срок внедрить меры по повышению эффективности концерна, а также усилению его влияния на обеспечение конкурентоспособности отечественной авиатехники. Для этого «Авиации Украины» планируется предоставить дополнительные полномочия по управлению предприятиями концерна. Также в сферу управления концерна от Минпромполитики будут переданы эти предприятия, что фактически означает выполнение уставных функций «Авиации Украины». Несомненно, «добро» на действительную интеграцию должно усилить позиции серийных заводов. Тандем гендиректора концерна Олега Шевченко (активный представитель Партии регионов) и гендиректора ХГАПП Анатолия Мялицы оказался сильнее, чем «одинокий» противовес — генконструктор АНТК Дмитрий Кива. Примечательно, что недавний соратник генконструктора, президент ОАО «Мотор Сич» и народный депутат от ПР Вячеслав Богуслаев, пока предпочитает занимать нейтральную позицию. Однако не исключено, что АНТК не откажется от планов по выходу из концерна вместе с ЗМКБ «Прогресс». Собственно, успех или неудачу в дальнейшем сражении за «правильную» структуру покажет решение Окружного административного суда г. Киева. Но точка в принципиальном споре, кто важнее — разработчик или серийные заводы, еще не поставлена.

Наталья Печорина

Джерело Комментарии