04.12.08 
Процесс реформирования авиастроительной отрасли Украины идет давно и очень непросто, иногда болезненно. Недавно постановлением правительства (№ 1014) был ликвидирован концерн «Авиация Украины» и образован новый концерн «Антонов». Что это дает отечественному авиастроению, что изменилось? С такими вопросами редакция газеты «Голос Украины» обратилась к генеральному конструктору АНТК им. Антонова Дмитрию КИВЕ

— Изменилось многое. Прежде всего, ликвидирован предыдущий концерн, который был лишь паразитической надстройкой над предприятиями, «съедал» их средства, не принося пользы. Новое объединение должно отличаться принципиально — оно должно функционировать так, чтобы наиболее эффективно реализовывались общие интересы входящих предприятий. Для этого в уставе концерна «Антонов» есть все необходимые предпосылки. Так, устав предусматривает участие в управлении работой концерна руководителей входящих в него предприятий, чего не было раньше. Сохраняется юридическая самостоятельность входящих предприятий, их отношения с концерном и между собой регулируются с помощью двусторонних договоров. Предусмотрено расширение кооперации с зарубежными странами и возможность привлечения зарубежных инвестиций. Так что у отрасли появились реальные перспективы начать наконец эффективную работу.

— Дмитрий Семенович, какие первоочередные проблемы предстоит решить новому объединению?

— В первую очередь необходимо консолидировать отрасль. Мы должны совершить подъем от состояния разрозненных предприятий, каждое из которых борется за свои узкие интересы, к единому рыночно ориентированному хозяйственному организму, эффективно работающему в современных условиях. Путь достижения этой цели тоже ясен — постепенная реализация совместных проектов, важных для всех предприятий-участников. Поэтому на современном этапе одной из важнейших задач является определение круга совместных проектов и обязанностей каждого предприятия-участника по их реализации. Причем такие проекты не обязательно должны носить глобальный характер, это могут быть и не очень масштабные работы. Но они обязательно должны приносить каждому участнику заметный положительный результат. Начать можно с организации современной системы послепродажной поддержки самолетов, выпускаемых нашими заводами. Появление такой системы неизбежно повлечет за собой увеличение объема продаж авиатехники, а значит, появятся средства на техническое переоснащение заводов.

— Судя по названию, местонахождению и составу правления концерна, лидирующие позиции в нем получит АНТК им. О. К. Антонова?

— Это так, и это естественно. Во-первых, АНТК и без того фактически является лидирующим предприятием отрасли — у него есть реальные результаты деятельности и наилучшие финансовые показатели. Во-вторых, АНТК за последнее время вложил в новые самолетостроительные программы очень много своих средств, поэтому объективно он больше других заинтересован в успешном развитии этих программ. В том числе в развертывании полноценного серийного производства самолетов, так как от их продаж АНТК получает роялти. Следовательно, в силу сложившихся обстоятельств АНТК является наиболее последовательным сторонником укрепления всей авиастроительной отрасли промышленности.

— Согласно уставу нового объединения, вы как генеральный конструктор авиационной техники назначаетесь председателем правления концерна. Как вы собираетесь использовать новые полномочия?

— Считаю, что одной из главных ошибок руководителей предыдущих объединений было как раз стремление активно использовать свои полномочия, причем не всегда в интересах развития авиапрома. Поэтому я не собираюсь ни на кого давить. Свою задачу вижу в том, чтобы создать такие условия, при которых входящим предприятиям станет выгодно работать вместе на общий результат, и они сами будут стремиться сделать свое объединение более эффективным.

— Что это за условия?

— Прежде всего, необходимо осознание всеми участниками объединения, что оно создано и функционирует не в интересах какого-то одного предприятия, одного лица или олигархической группировки. Это первое объединение, действительно преследующее цель развития отрасли: роста производства, продаж, обновления производственной базы заводов, повышения уровня жизни наших трудящихся.

Не менее важно, чтобы все прогрессивные положения устава концерна были реально воплощены в жизнь, чтобы правление концерна стало эффективным органом коллегиального управления. Не могу не сказать и о необходимости организации четкого контроля за расходованием средств, получаемых из бюджета, от инвесторов, а также от хозяйственной деятельности концерна. Процветавшие в прошлом схемы присвоения средств надо немедленно ликвидировать.

— Наряду с АНТК в концерн вошли и предприятия, находящиеся в далеко не лучшем финансовом положении... Какова по отношению к ним будет политика концерна?

— Тяжесть положения, сложившегося на харьковском и киевском авиазаводах, определяется не только их финансовыми задолженностями. Мы имеем дело с тяжелым кризисом по всем важнейшим составляющим: уход квалифицированных кадров, устаревшее оборудование, груз сорванных контрактов. Поэтому одной из первых задач концерна будет организация наиболее эффективного использования той помощи, которую этим предприятиям планирует оказать государство. Беда на серийных заводах — наша общая, и мы будем им помогать. Но при этом мы будем жестко придерживаться принципа: за счет других никто жить не будет.

— Каким вам видится дальнейшее развитие концерна?

— Прежде чем говорить о развитии концерна в будущем, необходимо уже сегодня предпринять ряд совершенно неотложных шагов. Нужно радикально оздоровить ситуацию на ХГАПП, «Авианте» и заводе № 410 ГА. Рассчитывать на то, что она выправится сама по себе, только потому, что эти предприятия вошли в концерн, — глубоко неверно. Необходима кропотливая и продолжительная работа по их санации, которая должна проходить под надзором государства как собственника этих предприятий.

Что же касается будущего, то одна из важнейших задач, стоящих перед нами, — чтобы структура и самого объединения, и входящих предприятий всегда адекватно отвечала ситуации, которая складывается в экономике страны, да и всего мира. Поэтому структура концерна неизбежно будет развиваться. Уже сегодня ясно, что одним из условий успеха в будущем является акционирование, выход на ІPO, создание на основе обмена акциями рыночных альянсов с нашими российскими и европейскими коллегами, привлечение масштабных инвестиций. Главное условие для этого у нас есть — это конкурентоспособные проекты самолетов и реальный интерес к ним со стороны заказчиков. Это серьезный капитал, позволяющий смотреть на дальнейшую судьбу нашего нового объединения с оптимизмом.

— Успехов вам и вашим сторонникам. Спасибо за беседу.