15.01.09 

Мировой рынок производства авиадвигателей поделен между четырьмя крупнейшими производителями США и ЕС. Чтобы сохранить свои позиции на глобальном рынке, украинскому двигетелестроению необходима скорейшая консолидация. Кроме того, важным аспектом является разработка двигателя нового поколения и постепенный отказ от моторов для «советских» самолетов.

Около 90% двигателей в мире производится «большой четверкой», включающей американские GE Aircraft Engines (подразделение General Electric) и Pratt&Whitney (входит в корпорацию United Technology), а также британскую Rolls-Royce и французскую Snecma (входит в группу SAFRAN). Прямая конкуренция этих компаний между собой с середины 80-х гг. трансформировалась в стратегию мягкого партнерства. В качестве примера можно привести стратегический альянс GE Aircraft Engines и Snecma Moteurs. Государственная французская компания и частная американская создали совместное предприятие CFM, которое с двигателем CFM-56 стало лидером в поставках моторов для узкофюзеляжных воздушных судов.

Еще два крупнейших альянса – Engine Alliance (GE, Snecma и Pratt&Whitney), который совместно выпускает двигатель GP7200, и International Aero Engines (Pratt&Whitney, Rolls-Royce, Japanese Aero Engines и немецкая MTU Aero Engines). Фактически, на сегодня ведущие производители авиадвигателей используют бизнес-модель, основанную на разделении труда, а также прибыли и риска между компаниями. Производители продолжают разрабатывать и предлагать покупателям собственные модели моторов, но все больше двигателей поставляется в кооперации. При победе в крупном тендере на поставку двигателей для авиалайнеров Airbus или Boeing, выигравшая компания часто передает конкурентам субподряды на поставку комплектующих и запасных частей. Такая стратегия позволяет динамично развиваться всем основным производителям авиадвигателей, ведь заказов хватает на всех.

Согласно оценкам экспертов, в период до 2025 г. в мире будет продано 26-27 тыс. пассажирских самолетов на общую сумму около $2,6 трлн. Исходя из того, что каждый самолет оснащается двумя-четырьмя двигателями, для указанного количества воздушных машин понадобится примерно 80 тыс. моторов. По оценкам российского ЦИАМ, мировой рынок авиационных двигателей на период до 2024 г. оценивается в сумму более $500 млрд.

Лидеры мирового двигателестроения

Компания

Объем продаж, $ млрд.

Осн. типы двигателей в производстве

Основные покупатели

GE Aircraft Engines

47

CF6, CF34, LM1600, F101

Airbus, Boeing

Rolls-Royce

12,5

Trent, Pegasus, Adour

Airbus, Boeing, Embraer

Pratt&Whitney

11,1

PW2000, V2500, F-100, PW127

Airbus, Boeing, MD Douglas, Cessna

SAFRAN

5,6

CFM56, CF6

Airbus, Boeing, Eurocopter, Sikorsky, SSJ, AgustaWestland


Источник: НВО, данные компаний

В СНГ украинское предприятие «Мотор Сич» остается безоговорочным лидером в производстве и поставках двигателей для авиастроительной отрасли. Из всех российских двигателестроительных интегрированных структур наибольшим научно-техническим потенциалом обладает альянс рыбинского НПО «Сатурн» и УМПО, который участвует в создании авиадвигателя SaM-146 для самолета Superjet 100.

По уровню организации производства и сервиса двигателей россияне пока сильно отстают от запорожского завода, однако надеются за ближайшие 5-7 лет преодолеть этот разрыв и замкнуть полный цикл выпуска авиамоторов. Украинским же двигателестроителям, чтобы укрепить свои позиции на рынке, необходимо создание конкурентоспособных агрегатов нового поколения, переориентация на выпуск продукции для нужд гражданской авиации и продвижение на новые рынки.

После выхода ЗМКБ «Прогресс» из состава госконцерна «Антонов» у «Корпорации Ивченко» больше нет никаких препятствий для реализации намеченных планов по созданию двигателестроительного холдинга. Помимо КБ и «Мотор Сичи», в составе группы работает Снежнянский машзавод (дочернее предприятие запорожского завода), который сейчас собирает двигатели для Ан-148 и, возможно, ЗАО «Первомайский механический завод», владельцем почти 30% акций которого является «Мотор Сич». ПМЗ специализируется на выпуске агрегатов самолетных гидросистем и топливорегулирующей аппаратуры для авиадвигателей, что определяет серьезный интерес к этому предприятию со стороны Вячеслава Богуслаева. «Мотор Сич» заинтересована в получении контроля над ПМЗ, который сейчас принадлежит российским и украинским бизнесменам из ЗАО «Машсервис» (70% акций).

Продолжится активное сотрудничество с харьковским заводом «ФЭД», который поставляет топливную аппаратуру для производимых «Мотор Сичью» авиадвигателей. По словам В.Богуслаева, в ближайшее время «ФЭД» может войти в корпорацию «Ивченко». «Наши производственные процессы тесно связаны, и объединение пойдет на пользу обеим сторонам. Они тоже этого хотят», – заявил он.

Ближайшие перспективы украинской двигателестроительной корпорации – продвижение на рынок двигателей Д-436-148, Д-36 серии 4А, Д-27, АИ-222-25, АИ-450, АИ-450-МС и ТВ3-117ВМА-СБМ1В, разработка двигателя СПМ-21, работа по китайскому учебно-боевому самолету, по индийским и иранским проектам.

Сейчас запорожские двигатели привязаны к «советским» самолетам, прежде всего, марки Ан, массово выпускавшимся до 90-х гг. Таких машин в мире летают тысячи, которые постепенно будут выведены из эксплуатации. Но на замену им приходят преимущественно европейские и американские самолеты, поскольку за последние 10 лет Украина и Россия совместно выпустили меньше 50 новых самолетов. Для сравнения: только за 2007 г. европейская Airbus поставила 453 самолета, американская Boeing – 441.

«Корпорация Ивченко» уже объявила о намерении в 2009 г. начать разработку авиадвигателя 5-го поколения. Двигатель тягой 12 т будет обладать улучшенными характеристиками по шумам и выбросам, а также повышенной на 20-25% топливной эффективностью по сравнению с существующими. Новый мотор будет производиться на обновленной технической базе с использованием новых материалов, в частности, планируется использовать керамику и новейшие материалы и покрытия, а также центробежный компрессор. При условии обеспечения финансирования в объеме $500 млн. новый двигатель может быть создан через четыре-пять лет.

Джерело УГМК   Автор: Олег Красников