31.08.06 

Шейху Мактуму приглянулся наш правительственный лайнер.Шейху Мактуму приглянулся наш правительственный лайнер.Накануне Дня авиации корреспондент «КП» побывал на Харьковском авиационном заводе, который в этом году отметит 80-летний юбилей.

Живучие Аны

Времена, когда завод простаивал без работы, хазовцы уже успели забыть. Все цеха работают на полную мощность, и на отсутствие заказов здесь не жалуются.

- Сейчас у нас в сборке 46 самолетов, – рассказывает генеральный директор предприятия Павел Науменко. – Причем абсолютно одинаковых практически нет – мы стремимся максимально удовлетворить пожелания каждого заказчика. Самолет ведь не розничный товар, делается исключительно под заказ, а каждый покупатель вносит что-то свое.

Основные клиенты харьковчан – африканцы и арабы. За последние два года мы получили только один заказ на новое воздушное судно для Украині.

Остальные лайнеры улетели в страны Дальнего Востока, Африку, Латинскую Америку.

- И чем наши самолеты так приглянулись состоятельным людям арабского мира? Низкой ценой? – интересуюсь у Павла Олеговича.

- На наши самолеты установлена умеренная, не самая низкая цена, – поправляет меня директор. – Аны считаются самыми долговечными и неприхотливыми. Им не нужно высококлассных аэродромов. Как показал опыт, они отлично работают и в северный мороз, и в африканскую жару. 7 сентября начнется эксплуатация серийного Ан-140 в Якутии. Там самый сложный климат – летом до + 40, зимой до -50. Сертификационные испытания показали, что наш самолет сможет работать в тех условиях и ему не страшны такие перепады температуры.

Для первых лиц страны самолет слишком «молод»

Сегодня Ан-140 стоит более девяти миллионов евро. Зарубежные аналоги – примерно в 1,5 – 2 раза дороже. Еще больше разница в ценах на корпоративные самолеты. Тем не менее украинские бизнесмены не выстраиваются в очереди за отечественными лайнерами – покупают те, что дороже стоят. Даже президент Виктор Ющенко в дальние рейсы пока летает на советском старичке Ил-62. Самолет достался ему в наследство от Кучмы. До Леонида Даниловича на нем летал Кравчук, а до него – Щербицкий…

– Три года назад с этим самолетом уже был неприятный инцидент – на взлетной полосе лопнула покрышка, Илу пришлось заходить на аварийную посадку, – вспомнил заместитель генерального директора авиазавода Сергей Арасланов.

После этого инцидента украинское правительство решило обновить свой авиапарк. Харьковчанам доверили делать самолет для авиакомпании «Украина», которая обслуживает правительство страны. За год он был готов. Ан-74ТК-300VIP, так называется правительственный лайнер, получился настолько хорошо, что о нем даже легенды стали слагать. Рассказывали, будто облицовочные панели и столы украшены инкрустациями янтаря. А металлические детали – ручки, части светильников – выполнены из 18-каратного золота.

– Да нет там ни золота, ни янтаря, – улыбается Сергей Арасланов. – Разве что самолет комфортней обычных. Он - как летающий офис, есть вся необходимая аудиотехника, возможность связаться по сотовому телефону. В нем три салона: для первых лиц, для сопровождающих и для техперсонала. Там нет, как у президента США или России, ядерного чемоданчика – системы управления военными действиями. Буш ведь летает не на гражданском самолете, его лайнер принадлежит ВВС США.

Первые лица нашего государства отечественный лайнер пока не опробовали. Оказалось, что самолет слишком «молод», чтобы перевозить руководство страны. Прежде он должен выдержать трехгодичный экзамен. Сейчас на лайнере летают правительственные делегации.

А для верблюда на борту место найдется?

В прошлом году Ан-74ТК-300VIP представляли на выставке в Арабских Эмиратах. Там он произвел настоящий фурор. Шейх Мактум из сотни экспонатов побывал на борту лишь двух, в том числе и нашей «трехсотки».

– Это уникальный самолет. Единственный в мире лайнер, который может перевозить как VIP-пассажиров, так и груз, – объяснил Павел Олегович. – Подобным не может похвалиться ни «Гольфстрим», ни «Боинг». Это удобная модель для бизнесменов: всегда можно возить с собой любимую машину.

И не только авто. Один из арабских шейхов, вдохновленный тем, что его джип всегда будет с ним, интересовался у харьковчан, останется ли на борту место для любимого верблюда?

– Разные бывают клиенты и порой делают невероятные заказы, – рассказал генеральный директор. – Мусульмане, к примеру, просят оборудовать на борту места для молитвы и подготовки к ней. Были заказчики, которые собирались на самолете перевозить своих скакунов. И если рысаков еще реально разместить на борту, то верблюда – никак, при всем нашем желании, – улыбается Павел Олегович. – Высота салона самолета – 2,20 м, а в верблюде с двумя горбами - все два с половиной.

Были казусы и на киевском предприятии. Там сотрудники до сих пор вспоминают африканского шаха, который собирался купить супермощный грузовой самолет «Руслан» для того, чтобы вывозить свой гарем на охоту.

Из харьковских бизнесменов пока что никто не раскошелился на собственный лайнер. Хотя доказано: фирмы, которые приобретают корпоративные самолеты, за год увеличивают свои доходы на треть.

В тему

На чем летают президенты?

Один из самых скромных по размерам и комфорту самолетов - у президента Молдовы – Як-40. Путин летает на отечественном Ил-96-300. Самый дорогой самолет - у президента США: Буш летает на «Боинге-747». Площадь салона этого самолета около 370 квадратных метров. Жилые помещения напоминают дорогую гостиницу. Единственное отличие – это ремни безопасности на всех креслах. Помимо личной спальни Буша, ванной, тренировочного зала и кабинета, на самолете есть зал для совещаний, который также используется как столовая президента.

Кстати

Суеверия и традиции харьковских авиаторов

– Во время испытаний в цех женщинам вход не запрещен, но нежелателен;

– каждый готовый лайнер освящается церковнослужителем;

– отправляют самолеты в страну назначения с почестями. Каждому устраивают проводы с митингом и оркестром;

– генеральный директор предприятия должен лично доставить лайнер новому владельцу.

Наша справка

Ан-74ТК-300 создан на базе сертифицированного самолета Ан-74. Может перевозить до 10 тонн груза (или 52 пассажира) на расстояние до 2200 км, и до 3,5 тонны – 5100 км. Максимальная скорость – 725 км/ч. Высота – 10,6 - 11,1 км. Экипаж самолета – два человека. Пассажирский салон спроектирован под девизом «максимум комфорта».

http://kiev.kp.ru/2006/08/31/new134001/