21.02.11 
ImageКрупнейшие предприятия авиаконцерна "Антонов" за прошлый год ухудшили финансовые показатели. ГП "Антонов" по итогам года более чем в 3 раза сократило прибыль, расплачиваясь с долгами завода "Авиант", а Харьковское госавиапроизводственное предприятие увеличило убытки до 405 млн грн. Будущее авиапредприятий концерна полностью зависит от госфинансирования – заказов у заводов достаточно, однако на их выполнение нужны огромные деньги, констатируют эксперты.

Разработчик авиатехники – госпредприятие "Антонов" (входит в одноименный концерн) заработало в прошлом году всего 82,17 млн грн чистой прибыли против 319,43 млн годом ранее, сообщило ГП в пятницу в системе раскрытия информации Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Основной доход "Антонов" получает, оказывая инжиниринговые услуги и эксплуатируя собственный парк самолетов – семь Ан-124 "Руслан", Ан-225 "Мрия" и Ан-148. "Доход 'Антонова' почти не изменился, но выросла себестоимость,– говорит старший аналитик ИК Dragon Capital Таисия Шепетко.– В отчетности указано, что материальные затраты предприятия в 2010 году выросли на 20%, в частности из-за подорожания топлива, также на 10% выросли затраты на персонал".

Глава ГП "Антонов" Дмитрий Кива пояснил, что сокращение прибыли на предприятии планировали, так как в прошлом году на его баланс был передан завод "Авиант" (сейчас – "Серийный завод 'Антонов'"). "Это убыточное предприятие с огромными долгами (около 2 млрд грн) и без оборотных средств,– отметил господин Кива.– Мы вынуждены были вкладывать средства, в том числе прибыль, в развитие 'Авианта'. Естественно, наша прибыль упала, хотя она все же есть".
В 2008 году на базе предприятий авиапромышленности был создан государственный авиастроительный концерн "Антонов". Помимо ГП "Антонов", в него сейчас входят Харьковское госавиапроизводственное предприятие (ХГАПП) и ГП "410-й завод гражданской авиации". Сводные данные по финансовым результатам работы всех предприятий концерна и показатели "410-го завода" не публиковались.

Ухудшились показатели и ХГАПП. За прошлый год чистый доход снизился на 47,66%, до 156,93 млн грн, чистый убыток составил 405,51 млн грн (в 2009 году – 293,8 млн грн). Гендиректор предприятия Анатолий Мялица отказался комментировать финансовые результаты, отметив лишь, что для эффективной работы завода государство должно обеспечить его заказами и полностью загрузить его мощности. Источник Ъ, близкий к ХГАПП, пояснил, что ухудшение финансовой деятельности завода вызвано недостаточным финансированием со стороны государства: "ХГАПП выделили около половины обещанной в прошлом году суммы, в результате завод не смог выполнить ряд заказов, что отразилось на его прибыли. Повлиять на эту ситуацию завод не может".

Чтобы профинансировать выполнение заказов, в авиаконцерне "Антонов" планировали в прошлом году привлечь около $500 млн кредитных средств. В пятницу Дмитрий Кива сообщил, что пока не может комментировать вопрос привлечения кредитов. Аналитик ИК Alfa Capital Денис Шаврук считает, что финансовое положение авиазаводов можно улучшить только за счет госфинансирования. "Другого выхода нет: за счет одного банковского финансирования заводы не смогут работать – это длинные и дорогие деньги",– подчеркивает аналитик. Для серийного выпуска конкурентоспособных самолетов ежегодно требуется около 1 млрд грн, говорил ранее Ъ председатель совета директоров компании "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев.

Джерело Коммерсант   Автор: Елена Синицына