15.09.11 
Авиакомпании Игоря Коломойского могут утратить весомую долю перевозок на ряде востребованных международных маршрутов. Новое положение о назначении перевозчиков на международные линии, разработанное Госавиаадминистрацией, должно ограничить доступ к ним для компаний, связанных отношениями контроля

На сайте Мининфраструктуры опубликован проект приказа о внесении изменений в «Положение о назначенном авиапредприятии со стороны Украины на эксплуатацию международной воздушной линии» — документ, который создает правовую основу для распределения авиамаршрутов между украинскими перевозчиками. Основное его новшество, способное изменить правила игры на рынке пассажирских авиаперевозок, состоит во введении ограничений на выдачу одного и того же назначения авиакомпаниям, связанным отношениями контроля. Кроме того, появление между предприятиями отношений контроля должно стать основанием для лишения перевозчика права на выданное назначение.

Напомним, в марте этого года Антимонопольный комитет обратился к Мининфраструктуры с требованием «принять меры для недопущения назначения на одно международное авианаправление компаний, связанных отношениями контроля». Правда, совсем незадолго до этого антимонопольное ведомство, не усматривая в этом никакой угрозы монополизации рынка, выдало разрешение на объединение авиаактивов Игоря Коломойского под эгидой единого авиаальянса (тогда и была создана «Украинская авиационная группа», объединившая «АэроСвит», «Донбассаэро» и «Днеправиа»).

Пересмотреть свою позицию АМКУ заставило обращение авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) и того же транспортного ведомства, которые пожаловались на дискриминацию участников рынка со стороны членов УАГ. Отметим, некоторое время назад ситуация изменилась: даже без законодательно регламентированных требований подход к распределению назначений стал учитывать сложившиеся отношения контроля между авиакомпаниями.

Как рассказал «i» один из представителей ГАА, в последнее время вопрос распределения назначений решается тяжело — комиссии заседают нерегулярно, решения оттягиваются во времени. Отчасти это связано с противоречивой позицией участников комиссии в отношении того, как быть с компаниями УАГ: с одной стороны, законных оснований для отказа им в новых маршрутах, где они дублировали бы друг друга, нет. С другой стороны — нельзя не учитывать факт их связанности, поскольку это создало бы ограничения конкуренции на маршруте.

В случае принятия нового положения в предложенном виде компания УАГ лишится назначений на тех маршрутах, где они дублируют друг друга, то есть самых востребованных воздушных линиях с максимальными пассажиропотоком и загрузкой. Один из первейших таких маршрутов Киев — Москва. Монополии УАГ на этом направлении положен конец с тех пор, как Украина и Россия договорились об увеличении количества назначенных перевозчиков, и новые частоты достались МАУ. В то же время назначения со стороны Украины здесь по-прежнему имеют «АэроСвит», «Донбассаэро» и «Роза ветров», которая хоть официально и не входит в альянс УАГ, но также связана отношениями контроля с его участниками.

С другой стороны, возникает вопрос о том, кому достанутся высвобожденные частоты в случае, если авиакомпаниям УАГ (о связанности отношениями контроля других украинских авиакомпаний пока не известно) ограничат доступ к назначениям при распределении маршрутов. «Очевидна попытка ограничить присутствие на рынке одной группы перевозчиков и перераспределить освободившиеся частоты в пользу другой группы или отдельной авиакомпании»,— так расценили документ в «АэроСвите», добавив, что необходимо стремиться к либерализации рынка, а не к ограничениям. «Ни во Франции, ни в Голландии никому даже в голову не приходит ограничивать Air France или KLM в назначениях на одни и те же воздушные линии»,— говорит пресс-секретарь компании Сергей Куцый.

Отметим, суммарно лидеры рынка — авиакомпании «АэроСвит», МАУ, «Днеправиа», «Донбассаэро» и «Роза ветров» — перевозят около 80% всех украинских авиапассажиров. Поэтому претендовать на освободившиеся назначения будет прежде всего МАУ, которая занимает около трети рынка. Вчера в МАУ не стали комментировать свои планы на этот счет.

Еще одна компания, входящая в тройку лидеров по международным перевозкам,— «ВиззЭйр Украина». Ее гендиректор Сергей Дементьев заявил, что приветствует любые шаги по либерализации рынка и усилению конкуренции. «К сожалению, в силу разных причин нам пока не удается развиваться в Украине так, как хотелось бы. В ГАА находится около двух десятков наших заявок, но получение желаемых назначений идет очень медленно»,— сказал он. До сих пор WizzAir завела в Украину лишь два самолета, в то время как ее бизнес-план предполагал иметь к этому времени уже пять.