12.04.16 
ImageЖурналист "Цензор.НЕТ" побывал на борту реанимационно-операционного самолета, совершающего регулярную эвакуацию раненых украинских военных из Днепропетровска в Киев. Самолет-спаситель был создан на базе отечественного Ан-26 еще в 2001 году. Как и сформированный военно-медицинский персонал для его обслуживания. Каким-то чудом, иначе не объяснишь, судну и экипажу удалось избежать сокращения за ненадобностью в мирное время.

В первый же год войны (2014-ый) "VITA" совершила 135 вылетов и перевезла 1858 раненых.

"Иногда, - вспоминает главный анестезиолог Вячеслав Кондратюк, в сутки было два или даже три вылета. И это ведь не так просто, отмечает он. - С каждым надо познакомиться, поговорить, контакт наладить, пропустить через себя".

В 2015 году самолет сделал 76 вылетов и перевез 1505 человек. В этом году пока насчитывается 18 вылетов и 220 раненых соответственно.

Перелет раненых все это время обеспечивает отделение аэромедицинской эвакуации из Винницы - 7 анестезиологов, 7 медсестер-анестезисток и хирурги, которые сменяют друг друга в порядке очереди.

Всех их успели подготовить еще в довоенное время за границей на всевозможных учениях. Большая часть подготовки сводилась к вопросам безопасности. "Кроме этого, - подчеркивает Кондратюк, - важно знать и понимать, как факторы полета влияют на организм не то что обычного человека, а тяжело раненого". Например, поставить капельницу на определенной высоте невозможно.

Реанимацией на крыльях называют сотрудники свой самолет. На нем есть целая операционная со специальным столом, аппаратом для искусственной вентиляции легких, кардиомонитором и кардиостимулятором, а также другими приборами. А также палата интенсивной терапии с четырьмя кроватями для больных или раненых, дефибриллятор, портативный аппарат для ультразвуковых исследований, шкафы для хранения медикаментов, стерильного материала для перевязок и т. д. После начала войны многую современную технику самолету-спасителю подарили иностранцы.

Вячеслав Кондратюк теперь один из самых опытных врачей в аэромедицинской сфере.

Свой первый вылет за раненым он совершил 30 апреля 2014 года в Луганск. Теперь, по понятным причинам, самолет курсирует, в основном, из Днепропетровска в Киев, Одессу и иногда Львов.

Во время Иловайской трагедии Кондратюк летал за украинскими военными в Ростов-на-Дону. Это был один из самых волнительных полетов. "Неизвестно было, чего ожидать и что может случится, - рассказывает он". Но все прошло нормально. Наши военные рассказали, что относились к ним нормально, но когда узнали, что они возвращаются домой, шокировались: "Вас же там убьют всех!". Пропаганда работала.

"Бывали такие борта, - говорит Кондратюк, - когда 96% раненых в самолете были с боевой травмой". Сегодня, к счастью, этот процент гораздо ниже.

Особые навыки требуются не только врачам медицинского самолета, а и летчикам. Они, например, используют какую-то особую посадку судна с "раскаткой" колес - чтобы раненых не очень трясло. Еще они могут вести самолет на высоте ниже привычной, если кто-то из раненых чувствует себя очень плохо.

"Не допустить ухудшения состояния раненых во время полета" - таков общий принцип и цель врачей и команды пилотов самолета Ан-26 "VITA". Пока что такого не случилось ни разу.

Джерело Цензор   Автор: Анастасия Береза