25.04.16 
Боевые действия летом 2014 года на Донбассе потребовали от сравнительно небольших Воздушных Сил Украины практически полного напряжения сил. В бой были брошены даже  наиболее мощные и «продвинутые» ударные машины как бомбардировщик Су-24М.

В наследие от Советского Союза страна получила сразу восемь авиаполков, имевших на вооружении 120 Су-24М, 90 Су-24 и 35 разведчиков Су-24МР. Естественно, что первым делом такое количество явно излишних машин было выставлено на продажу на мировом рынке вооружений. Однако Су-24 машина достаточно сложная и дорогая в эксплуатации, поэтому экспортного успеха они не имели (только в 2005 году один самолет удалось продать в Эстонию и то как музейный образец).

Широко известная эмблема одного из украинских Су-24Широко известная эмблема одного из украинских Су-24Естественно, что и содержать столько самолетов в строю небогатая Украина не могла (да и необходимости такой не было), поэтому машины постройки 1970-х годов стали массово списываться (отправляясь либо на разделку либо на постамент), остальные передаваться для учебных целей. Более «молодые» машины массово стали ставить на хранение.

В итоге на зиму 2014 года все оставшиеся в строю машины были собраны в составе 7-й бригады тактической авиации в Староконстантинове, на аэродроме Булат. Хотя формально в ВВС числилось 114 Су-24 разных модификаций, однако по штатному расписанию в бригаде было две бомбардировочные эскадрильи (24 Су-24М) и одна разведывательная (12 Су-24МР). 

Положение бригады до событий зимы 2014 года было плачевным - немногие оставшиеся летчики были вынуждены поддерживать «летную форму» на трех L-39С «Альбатрос».  С развитием крымского кризиса в 7-й авиабригаде резко стали восстанавливать боеспособность не только самолетов, но и летчиков эскадрильи. Так, количество летных дней увеличилось с двух в месяц до двух в неделю. Однако интенсивная подготовка и переподготовка имела и обратную сторону - аварии. Так, 21 марта при посадке на аэродроме Староконстантинов комэск подполковник Денис Кочан разбил самолет. Сам он, как и штурман лейтенант Дудник успешно катапультировались, а вот самолет полностью сгорел. С аварией долго не разбирались, списав на «человеческий фактор».

Су-24МР из состава бывшего 48 ограп (Коломыя). Введен в строй после хранения, Староконстантинов, 2015 г.Су-24МР из состава бывшего 48 ограп (Коломыя). Введен в строй после хранения, Староконстантинов, 2015 г.Боевые действия на Донбассе начиная с мая 2014 года приобрели характер практически полномасштабной войны, где одним из «козырей» должна была стать авиация. Из 7-й бригады поначалу была собрана сводная группа из четырех Су-24МР, которые с аэродромов Кульбакино, Миргород и Чугуев активно привлекались для фоторазведки Донбасса. Тут же отметим, что достаточно устаревшие машины с еще советской электроникой могли достаточно эффективно собирать информацию только при полетах на низких и средних высотах. Что при наличии у боевиков ПЗРК делало разведку опасным занятием. Что подтвердили события 1 июля, когда под Славянском в районе Семеновки Су-24МР (командир экипажа - подполковник Булацик) был поражен ракетой. Так как машина двухмоторная, то попадание не было смертельным - экипаж на одном двигателе смог пролететь еще 300 км и благополучно приземлиться на аэродроме Миргород. За спасение самолета экипаж был награжден орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени. Кстати, машина на сегодняшний день уже восстановлена.

Су-24, 2013 год.Су-24, 2013 год.После этого случая полеты разведчиков приостановили, однако угрожающие события августа заставили пустить в ход боевые Су-24М. Основной задачей летчиков стало поражение стационарных целей с больших высот, что позволяло минимизировать действие ПВО противника. Хотя Су могли чисто теоретически несли управляемые ракеты и бомбы, однако их в арсеналах украинской армии не было, да и подготовка летчиков была явно недостаточной. Поэтому основным оружием стали свободнопадающие бомбы ФАБ-500. Именно таким боеприпасами достаточно активно работали по целям в приграничных районах Луганской области. Полной картиной боевых вылетом лета 2014 года автор в силу понятных причин не обладает. В СМИ просочились только отдельные факты - так, 9 августа пара бомбардировщиков достаточно прицельно отбомбилась по железнодорожной станции Антрацит.

Один из Су-24 в модном «пиксельном» камуфляже, поставленный в строй в октябре 2015 г.  (С) Military aviation UAОдин из Су-24 в модном «пиксельном» камуфляже, поставленный в строй в октябре 2015 г. (С) Military aviation UAРезкая активизация боевых действий в районе Луганского аэропорта потребовала большого количества развединформации и командование бригады было вынуждено снова задействовать Су-24МР. Что вполне ожидаемо привело к потерям. 20 августа во время разведки трассы Краснодон - Луганск ракетой, выпущенной с земли в районе Хрящеватого был поражен один самолет. Борт упал в районе Новосветловка, экипаж успел катапультироваться и был спасен. По некоторым данным, машина была поражена из ЗРПК «Панцирь» российской армии.

В целом можно отметить, что небольшой парк фронтовых бомбардировщиков Су-24М не смог оказать существенного влияния на ход боевых действий. Хотя в теории экипажи могли применять мощное бомбовое вооружение в плохую погоду и ночью, однако использовался он исключительно как дневной бомбардировщик.

После подписания Минского перемирия в сентябре 2014 года предприняты беспрецендетные меры как по восстановлению парка Су-24-х, так и по переподготовке летного состава с учетом опыта кампании в Донбассе. За год серьезным организационно - штатным  изменениям подверглась и сама 7-я бригада.

Наличный парк Су-24 ВВС Украины (по состоянию на осень 2015 г.)

Тип

Кол-во

Бортовой №

Су-24М

11

06, 20, 21, 22, 26, 28, 41, 45, 46, 49, 66

Су-24МР

9

11, 15, 16, 17, 35, 31, 36, 59, 93

Михаил Жирохов