15.09.18 

ImageВо время проведения круглого стола, посвященного проблемам реформирования ОПК Украины и путям и возможностям реализации этой реформы, состоявшейся 12 сентября 2018  в информационном агентстве «Укринформ» были озвучены данные об успехах и отдельных проблемах в отечественном кластере авиастроения.

В круглом столе участвовал советник президента АО «Мотор Сич» Иван Божков, который при обсуждении острых вопросов обнародовал информацию об успехах и отдельных проблемах в украинском производстве современных вертолетов.

Так, он отметил, что за последние 7 лет, АО «Мотор Сич» практически с нуля создало вертолетное производство. На новых площадях предприятия был построен современный завод, который насыщен станочного парком мирового уровня для изготовления новых вертолетов.

За эти годы предприятие сделало несколько глобальных шагов - было создано отечественное КБ по разработке новых вертолетов численностью 500 работников, а в Харьковском авиационном институте на средства завода открыта новая кафедра, где готовят специалистов в области вертолетостроения.

 «Мотор Сич» создала новые цеха по производству и ремонту редукторов. Закупила современную американскую линию и технологии за несколько десятков миллионов долларов. В настоящее время готовится освоение производства несущих и рулевых винтов для всех типов вертолетов, эксплуатируемых в Украине, в том числе в ВСУ. 

Как отметил Иван Божков, общее количество отечественных организаций, привлеченных сейчас в цикле создания и производства отечественных вертолетов, составляет 247 предприятия.

ImageТурбовальный двухроторный двигатель АИ-450М

«Сегодня готовится освоение производства несущих и рулевых винтов для всех типов вертолетов, эксплуатируемых в Украине, в том числе в нашей армии. Это, в первую очередь, потребность в несущих винтах для вертолета Ми-24», отметил Иван Божков.

Представитель «Мотор Сич» сообщил, что в настоящее время предприятие работает над завершающим этапом, по созданию и серийного производства двух типов вертолетов - Ми -2МСБ «Надежда» и Ми-8 МСБ.

ImageПервые летные испытания отечественного вертолета МСБ-2 «Надежда». 16 апреля 2018. Фото: «Мотор Сич»

По словам Ивана Божкова, большая часть корпусов для вертолета Ми-2 изготовлена в Польше, где до недавнего времени эта модель производилась серийно.

 «Мы берем корпус этого вертолета, он проверяется. Мы его питаем - нашим современным мотором, разработки «Ивченко-Прогресс». Мы изготавливаем редуктор, мы будем изготавливать несущие винты и авионику на этот вертолет. Он называется Ми-2 МСБ. В перспективе, мы заменим корпус, изготовим его из новых композиционных материалов и получится классический новый вертолет, взлетной массой до 6 тонн, мы его назвали «Надежда», - рассказал представитель АО "Мотор Сич".

Аналогичная работа, по словам представителя запорожского предприятия, проводится и с Ми-8.

«Берем корпус, питаем его современным оборудованием и новыми узлами. То есть новый двигатель 5 поколения, новый редуктор и новые несущие винты», - отметил Иван Божков.

ImageВоенный десантно-транспортный вертолет Ми-8МСБ-В на выставке MSPO 2018

Во время доклада, советник президента АО «Мотор Сич» также сообщил и о других достижениях завода.

 «Мало кто знает, но на сегодня в ВСУ нами поставлена и успешно эксплуатируется 23 единицы вертолетов Ми-8 МСБ и 10 вертолетов Ми-2 МСБ», - отметил И.Божков.

Также он подчеркнул, что уровень качества и возможности этих вертолетов соответствуют лучшим мировым образцам этого класса. В частности, запорожская модификация вертолета Ми-8МСБ установила 13 мировых рекордов.

 «П ри этом стоимость запорожского вертолета Ми-2 МСБ составляет 1,5 млн. долларов, а стоимость летного часа 340 долларов. В свою очередь стоимость вертолета Ми-8 МСБ составляет около 5,5 млн. евро, а стоимость 1 часа летного времени около 1000 евро», - подчеркнул Иван Божков.

Напомним, что «Мотор Сич» в тандеме с КБ «Ивченко-Прогресс», входит в пятерку крупнейших производителей моторов для авиации в мире. Если французская фирма Snecma (в частности двигатель этой компании SaM146 устанавливается на «русский» Sukhoi Superjet 100), которая производит большую часть двигателей для Boeing 737 (один из самых популярных пассажирских самолетов в мире) имеет численность сотрудников около 15 тыс. человек и производит около 15 наименований продукции. То украинское предприятие производит около 40 типов и модификаций двигателей и имеет численность работников в 22000 и 6 заводов.

Коснулся представитель АО "Мотор Сич" и вопрос импортозамещения.

 «Миф, что производство этих вертолетов базируется на российских комплектующих. Это опять таки, подчеркиваю, - миф. На сегодня проблема только с определенным количеством композиционных материалов и сложных сплавов, мы, на данный момент, закупаем за рубежом, в первую очередь в европейских производителей», - сообщил Божков.

В заключение, представитель одного из крупнейших украинских предприятий авиационной отрасли отметил:

 «При поддержке государства мы останемся в списке 10 мировых стран, которые способны создавать авиационные двигатели и в списке 20 стран, способных создавать авиатехнику. Это наша гордость и мы не должны ее потерять».

Джерело defence-ua