12.04.19 

√осавиаслужба: Ryanair сможет летать от нас в »зраиль только в статусе Ryanair Ukraineћногие из украинцев уже смогли воспользоватьс€ дешевыми билетами на рейсы лоукостеров, которые все активнее летают в ”краину. » дл€ того, чтобы низкобюджетные авиакомпании расшир€ли карту маршрутов из нашей страны недостаточно только одного желани€ самих перевозчиков. ќчень часто они не могут открыть новые рейсы из-за ограничений, установленных между ”краиной и другими странами мира на количество частот и авиакомпаний, которые могут выполн€ть полеты, а также аэропорты назначени€.

¬ отношени€х с ≈— эти проблемы могли бы быть сн€ты, если бы в конце концов было подписано соглашение о совместном авиапространстве.   сожалению, документ, который был парафирован несколько лет назад, так и не вступил в силу.

„то делает √осавиаслужба, чтобы либерализовать услови€ выдачи прав на выполнение полетов с другими странами мира, ситуаци€ с возобновлением работы Wizz Air Ukraine и о перспективах региональных аэропортов рассказал временно исполн€ющий об€занности первого заместител€ председател€ √осударственной авиационной службы ”краины —ергей  оршук.

- ¬ конце прошлого года лоукостер Wizz Air объ€вил о том, что он планирует в 2019 году возобновить работу своей дочерней компании Wizz Air Ukraine. Ќа каком этапе реализаци€ этих планов?

- јвиакомпани€ пока не подавала в √осавиаслужбы необходимый пакет документов дл€ получени€ дл€ начала полетов документа - сертификата эксплуатанта. ѕредыдущий сертификат был отменен после прекращени€ работы «дочки» лоукостера.

 ак только авиакомпани€ предоставит весь необходимый пакет документов в √осавиаслужбы и пройдет всю необходимую дл€ этого процедуру сертификации в службе, мы будем рады видеть в списке украинских перевозчиков Wizz Air Ukraine.

-  ак долго может продолжатьс€ сертификаци€?

- ƒл€ такой авиакомпании как Wizz Air без спешки это может зан€ть примерно три-четыре мес€ца.

- —прошу еще по одной актуальной теме - расширение списка авиакомпаний, которые летают между ”краиной и ‘ранцией. ¬ последнее врем€ авиационные власти страны стали более либерально относитьс€ к выдаче прав на маршруты авиакомпани€м.  то уже получил соответствующие разрешени€ и каким образом?

- ƒо недавнего времени между ‘ранцией и ”краиной были назначены только по одному авиаперевозчику - Air France и ћј”. ћы несколько раз предлагали французам либерализовать услови€ доступа на линии между нашими странами другим перевозчикам. Ќо они посто€нно отказывались, мотивиру€ это тем, что они передали соответствующие полномочи€ ≈врокомиссии.

Ќо недавно к французской авиационной власти обратилась французска€ же авиакомпани€ Aigle Azur с просьбой разрешить ей полеты в ”краину. ѕосле этого ‘ранци€ передумала и обратилась к нам с инициативой либерализовать услови€ доступа на маршруты. ћы в ответ предложили сн€ть ограничени€. ‘ранцузы отказались, но предложили рассматривать вопрос о выдаче назначений под конкретные за€вки конкретных авиакомпаний.

ћы и ‘ранци€ успели согласовать такие права дл€ Aigle Azur. “еперь осталс€ вопрос удовлетворить за€вки украинских авиакомпаний. Ќа заседании комиссии в феврале мы выдали права на исполнение четырех дополнительных частот между  иевом и ѕарижем авиакомпании ћј”. ѕеред этим перевозчик обратилс€ к √осавиаслужбы, котора€, в свою очередь, подготовила письмо с просьбой на авиационные власти ‘ранции согласовать выдачу ћј” этих прав и получила положительный ответ.

Ќедавно подобную процедуру прошла и авиакомпани€ SkyUp. Ќа заседании комиссии в марте перевозчик получил права на эксплуатацию маршрутов  иев-ѕариж,  иев-Ќицца и ’арьков-ѕариж.

- ѕоговорим по более стратегических темах. ¬ ближайшее врем€ готовитс€ Brexit - выход ¬еликобритании из состава ≈—. »з-за спора между ¬еликобританией и »спанией о том как в проекте соглашени€ о едином авиапространстве между ≈— и ”краиной имеет упоминатьс€ √ибралтар - спорна€ территори€ между »спанией и ¬еликобританией - она ​​остаетс€ подписанным более п€ти лет. ѕосле Brexit эта проблема автоматически отпадет, поскольку под соглашением не нужен будет подпись ¬еликобритании.  ак быстро после этого ”краина и ≈— смогут подписать соглашение о едином авиапространстве, которое было парафировано уже много лет назад?

- Ёто вопрос не к нам, а к ≈врокомиссии. Ќо неофициально они нам говор€т, что подписание состоитс€ не супер-быстро. “о есть должен пройти какой-то период времени адаптации ≈— после Brexit. ¬ ≈врокомиссии не говор€т нам конкретных сроков.

ћало того, мы готовы подписать соглашение в любое врем€. √осавиаслужба даже подготовила проект распор€жени€  абмина о том, чтобы уполномочить ћинистра инфраструктуры ¬ладимира ≈мель€на подписать это соглашение. Ќо ћинистерство иностранных дел ”краины считает, что полномочи€ должны быть оформлены только после урегулировани€ вопроса √ибралтара.

- ≈сли процесс Brexit зат€нетс€, что намерена делать ”краина дл€ дальнейшей либерализации авиасообщени€ со странами ≈—?

- ѕараллельно с ожиданием подписани€ соглашени€ мы уже несколько лет ведем точечные переговоры с каждой страной ≈—. ћы предложили каждому государству-члену ≈— полностью либерализовать авиасообщение между нами. — кем-то удалось сн€ть все ограничени€, например, с ѕольшей, »спанией,  ипром, а с кем нет.

- ƒавайте поговорим о наиболее проблемных дл€ ”краины странах в вопросах либерализации. Ќапример, о Ќидерландах. ћежду нами летают только по одной авиакомпании. –азве никто из других украинских авиаперевозчиков не выражал желани€ летать в Ќидерланды?

- Ќидерланды не идут на контакт.

- ѕодобна€ ситуаци€ и с полетами в Ѕельгию - между странами выполн€ютс€ полеты только по одной авиакомпании. ѕравда, недавно украинские чиновники встречались с авиационными власт€ми Ѕельгии, чтобы обсудить вопросы либерализации?

- ƒа, недавно была встреча представителей нашего посольства с авиационными власт€ми Ѕельгии. Ќо пока результата нет. Ѕудем старатьс€ организовать трехстороннюю встречу с участием представителей ≈врокомиссии. ћы хотим увеличить частотность полетов из ныне разрешенных 4 в неделю до, как минимум, 14 а, как максимум, сн€ть ограничени€ вообще.

ћы направили несколько писем авиационным власт€м Ѕельгии с предложением провести переговоры, но ответа так и не получили. Ѕельгийцы утверждают, что они не могут вести переговоры по этому вопросу, поскольку передали эти полномочи€ ≈врокомиссии в рамках переговоров о —јѕ. ¬ свою очередь, в ≈врокомиссии отмечают, что они вопрос увеличени€ частот пока должен решатьс€ исключительно на двустороннем уровне.

— Ѕельгией вообще странна€ ситуаци€ получаетс€. Ќам все врем€ упрекают в том, что мы не хотим либерализовать авиасообщение с другими странами. Ќо когда дело доходит до конкретных переговоров, то получаетс€ все наоборот.

- ѕо одному перевозчику летает и между ”краиной и „ехией. ќжидаетс€ здесь либерализаци€?

- –осси€ авиационные власти тоже не особо идет на контакт в этом вопросе. ¬рем€ от времени они нам присылают ответы на наши письма, суть которых в том, что „ехи€ пока не готова перейти к полной либерализации. Ќо, € думаю, что мы найдем общий €зык с чехами. ѕока больших проблем не вижу в переговорах с ними.

ј какие страны идут на контакт?

-  ак € уже рассказал, наладилось взаимопонимание с ‘ранцией. ¬ прошлом году нам удалось увеличить с немецкой авиационными власт€ми общее число частот на основных маршрутах с √ерманией с 28 до 52 - из  иева в Ѕерлин, ‘ранкфурт-на-ћайне и ћюнхен. ¬ то же врем€ по региональным направлени€м между ”краиной и √ерманией остались ограничени€ в 7 частот. Ќа наше предложение сн€ть ограничени€ на региональных маршрутах, мы так и не получили ответа. “акже были сн€ты ограничени€ на полеты между ”краиной и јвстрию.

- ѕочему »тали€ не позвол€ет некоторым европейским авиакомпани€м летать из »талии в ”краину?

- ƒл€ получени€ разрешений на полеты от нас дл€ украинских авиакомпаний нет никаких ограничений. ѕочему италь€нцы не выдают права европейским перевозчикам, € не знаю.

” нас с италь€нцами достигнута договоренность о том, что они будут удовлетвор€ть все за€вки украинских перевозчиков, а мы - италь€нских. ѕоэтому у нас в италь€нской авиационной власти нет претензий. ѕочему они выдают или не выдают права на выполнение полетов от них европейским авиакомпани€м, € не могу прокомментировать.

-  акова ситуаци€ с либерализацией авиасообщени€ с —Ўј?  анадой?

- ћежду ”краиной и —Ўј нет ограничений. Ќо они с  анадой по частоте и по пунктам польтотив.

- ѕочему никто тогда из американских авиакомпаний не летает к нам?

- Ќаверное, потому что нет спроса или заинтересованности. ћы бы с удовольствием согласовали просьбу американской авиакомпании летать в ”краину.

- ¬едете переговоры о либерализации авиасообщени€ с “урцией?

- ћы только в прошлом году провели такие переговоры и немного увеличили частотность полетов между странами. Ќапример, новые частоты на направлении  иев-—тамбул уже получили ћј” и Windrose.

- Ќе хотите поставить еще одного перевозчика на маршруте  иев-—тамбул? Ќесколько лет назад авиакомпани€ Atlasjet Ukraine, работающа€ под торговой маркой Atlasglobal, активно боролась за право получить доступ на этот маршрут ...

- ” нас нет ограничений по назначенным перевозчикам на маршруте  иев-—тамбул. Ќо есть ограничени€ по количеству частот. » дискусси€ как раз с Atlasjet Ukraine не закрыто. ¬ прошлом году мы выдали часть новых частот на полеты по маршруту  иев-—тамбул Windrose. Atlasjet Ukraine тоже рассчитывала на часть из них. Ќо в результате открытого подсчета коэффициентов, учитываемых при спорных ситуаци€ при выдаче назначений, Windrose вышел победителем. Atlasjet Ukraine с этим не согласилась и подала в суд на √осавиаслужбу, требу€ признать решение комиссии службы незаконным.

ѕоэтому, только по завершению данного судебного процесса можно будет думать о том, стоит ли начинать переговоры об увеличении частот на направлении  иев-—тамбул и расширению числа назначенных перевозчиков. ѕоэтому и не ведем переговоры о наращивании частот с нынешних 24 в неделю.

- ¬озможно, планируете договоритьс€ об открытии новых регул€рных направлений в “урцию?

- ” нас каждые переговоры с турками начинаютс€ с их стороны со слова «јнтали€?». —ейчас в межправительственном соглашении о авиасообщение нет такого пункта как јнтали€, куда авиационные власти ”краины или “урции могли бы выдавать разрешени€ дл€ полетов. ѕока спрос на этом направлении покрываетс€ предложением чартерных рейсов от украинских авиакомпаний.

- ¬озможно, есть смысл увеличить частотность по другим региональным маршрутам в “урцию, например, в те же ƒаламан или »змир. ѕланируете провести соответствующие переговоры?

- –егул€рные полеты в эти города только начнутс€ в скором времени. ƒл€ начала надо провести анализ пассажиропотоков по ним.  роме того, по тому же ƒаламан еще неразобранные частоты. » € не думаю, что эти направлени€ удастс€ загружать целый год - они сезонные - летом выйдет заполн€ть самолеты, а зимой вр€д ли.

- ƒавайте поговорим еще о двух «проблемных» странах. ”же много лет как из ”краины прекращено пр€мое авиасообщение с “уркменистаном и ”збекистаном.  акие перспективы дл€ восстановлени€ регул€рных полетов в эти страны?

- ћы неоднократно предлагали нашим партнерам из “уркменистана провести переговоры, чтобы возобновить полеты между странами. Ќо они хот€т, чтобы кто-то каким-то образом выплатил долги «јэро—вита», которые он оставил после себ€ в этой стране - то государство, то другие авиаперевозчики. Ќо нет никаких механизмов, чтобы кто-то их заплатил. “очнее сказать, есть только один правовой механизм - участвовать в процедуре банкротства «јэро—вита». Ќо они не хот€т принимать в нем участи€ и пока не слышат нас.

-  акова ситуаци€ с ”збекистаном?

- — этой страной тоже непон€тна€ ситуаци€. Ќа последних переговорах больше года назад мы подписали с авиационными власт€ми ”збекистана протокол о том, что мы начинаем эксплуатацию маршруту  иев-“ашкент с частотой два раза в неделю дл€ каждой из стран. ћожно было назначить по несколько перевозчиков, в том числе по код-шеринг. Ќо после этого ”збекистан в одностороннем пор€дке не выполн€ет этот протокол.

-  ак не выполн€ет?

- Ќе подтверждает запросы авиакомпаний на выполнение полетов с двум€ частотами в неделю. ѕросила об этом ћј”.

ѕосле этого мы пытались налаживать контакты с ”збекистаном, в том числе через наше посольство, но пока все остаетс€ без изменений.

-  то-то обращалс€ от ”збекистана к нам летать, например, Uzbekistan Airways?

- Ќет.

- ѕо сути, это две важнейшие дл€ нас страны в этом регионе, с которыми нет пр€мого авиасообщени€?

- ƒа. ћы понимаем, что на этих маршрутах есть спрос. —ейчас он удовлетвор€етс€ с помощью полетов через —тамбул. Ќо это не совсем удобно дл€ пассажиров. ћы готовы к диалогу, но пока никаких других претензий или требований от наших партнеров мы не слышим.

- Ќе могу не спросить об »зраиле. —прос на это направление из ”краины высок. ѕланируете подписать с »зраилем соглашение о либерализации авиасообщени€?

- ¬ прошлом году мы обратились к израильт€нам с предложением подписать соглашение о едином авиапространстве. Ќам ответили, что это предмет будущих переговоров. Ќо спрос на этом направлении и так практически удовлетворен, поскольку от нас летает довольно много авиакомпаний - ћј”, Windrose, YanAir и т.д.  то же еще может улететь от нас?

- Ќапример, Ryanair, который выполн€ет с ≈— полеты по достаточно низким ценам ...

- Ryanair сможет летать от нас в »зраиль только тогда, когда получит сертификат украинского эксплуатанта, то есть начнет летать в статусе Ryanair Ukraine. ћы им это предлагали. Ќо они ответили, что в ближайших коммерческих планах у них нет возможности открыти€ дочерней компании в ”краине.

-  огда предлагали?

- ” нас были достаточно бурные дискуссии, в том числе по этому вопросу, когда они заходили на наш рынок прошлым летом.

- ѕравда, что √осавиаслужба провела успешные переговоры с авиационными власт€ми Ёфиопии? ƒо чего договорились?

- ƒа, мы провели с ней переговоры. ћы согласовали проект текста межправительственного соглашени€ о авиасообщение и договорились, что пока она не подписано правительствами, а перевозчики этого не ожидали и начали полеты, о ее временном применении. ћы договорились о полетах без ограничений.

- — эфиопской стороны кто-то выражал желание начать выполн€ть рейсы в ”краину?

- ѕока не было таких за€вок.

- ¬едете переговоры еще с какими-то странами јфрики?

- Ќедавно закончили переговоры с представител€ми авиационных властей ёј– о подготовке межправительственного соглашени€ об авиационном сообщении. —начала мы предлагали подписать соглашение без ограничений, но и сторона была против. ѕоэтому договорились об установлении ограничени€ в семь частот в неделю. “акже как с Ёфиопией, мы подготовили проект соглашени€, которой договорились уже придерживатьс€, пока она не подписано правительствами.

- ѕочему решили провести переговоры с ёј–?

- ћы эти переговоры начали еще в 2012 году. “огда к нам обратилась ћј”, котора€ выразила желание начать полеты в ёј–. ѕо факту, мы сейчас просто закончили переговоры.

¬ принципе, мы ведем переговоры о подписании межправительственных соглашений с той или иной страной, исход€ из двух факторов. »ли к нам обращаютс€ какие-то украинские авиакомпании, которые хот€т начать полеты в новые страны, с которыми нет таких договоров, а они €вл€ютс€ об€зательными дл€ начала выполнени€ рейсов. »ли мы смотрим, что теоретически можно начать полеты в то или иное государство, поэтому сами начинаем готовить дл€ этого почву, иницииру€ проведение соответствующих переговоров и подготовку проектов межправительственных соглашений.  огда кто-то из авиакомпаний увидит интерес, то с нашей стороны уже будет все готово.

-  роме Ёфиопии и ёј– больше ни с кем из африканских стран не ведете переговоры?

- — ≈гиптом должны подписать новое соглашение, которое будет предусматривать возможность открыти€ регул€рных рейсов в любую точку этой страны. ќна была парафировано еще в 2013 году, но, по факту, также временно примен€етс€ до момента вступлени€ в силу.

- Ќе могу не спросить о либерализации авиасообщени€ с  итаем. јвиакомпании жалуютс€, что им трудно получать разрешени€ на полеты от китайских авиакомпаний и удобные слоты. ѕланируете что-то сделать в этом вопросе?

- “акие сложности могут быть. ќни вызваны активным авиасообщением в регионе. ¬ то же врем€ до сих пор не выбраны все частоты со стороны украинских авиакомпаний на полеты в  итай. ≈сли не ошибаюсь, есть свободна€ частота дл€ полетов в √уанчжоу.  роме того, нам недавно удалось добавить в межправительственное соглашение о авиасообщение между ”краиной и  итаем два новых города - ’айкоу и —ань€ на острове ’айнань. “уда можно летать без ограничений. Ёто все равно прогресс в отношени€х. —оответствующие права на полеты в ’айкоу уже получила SkyUp.

-  итайские авиакомпании пытались получить согласование в √осавиаслужбе на полеты в ”краину?

- ѕопытки были примерно два года назад. —ейчас никто не обращаетс€. Ќаверное, в китайских авиакомпаний форуме коммерческого интереса летать к нам.

- ѕоставлю фантастический вопрос - никто из украинских авиакомпаний не спрашивал у √осавиаслужбы права на полеты в такие страны јзии как, например, япони€ или ёжна€  оре€? ¬едь из соседних с нами стран такие рейсы выполн€ютс€ ...

- ѕока никто не обращалс€ по поводу японии или ёжной  ореи. ¬ основном, запросы на полеты в страны јзии направл€ет ћј”, которой они нужны дл€ построени€ своей хабов модели развити€ бизнеса. ƒругие украинские авиакомпании работают по принципу полетов point-to-point. ј дл€ рейсов point-to-point в ёжную  орею или японию в ”краине нет достаточного платежеспособного спроса.

- ќбращались в последнее врем€ к √осавиаслужбе новые иностранные авиакомпании с просьбой согласовать им полеты в ”краину?

- ¬ последнее врем€ мы практически никому не отказывали. Ќедавно выдали такие разрешени€ Laudamotion и Aigle Azur. Ќо мы узнаем об инициативах иностранных перевозчиков летать в ”краину как и все другие - с —ћ». ѕоэтому ничего нового сообщить не могу.  ак правило, к нам обращаютс€ с просьбой согласовать выполнение полетов по 30-45 дней до их старта.

- “о есть к √осавиаслужбы еще не обращались авиакомпании с просьбой согласовать им маршруты, которые они открывают с зимнего расписани€, но на которые уже продают билеты? Ќапример, билеты на такие новые рейсы в √ерманию, »спанию и ѕольшу уже продает Ryanair.

- ѕока что нет.

- ¬ас не смущает то, что авиакомпании, не име€ разрешени€, продают билеты?

- Ёто не запрещено. Ёто коммерческий риск перевозчиков. ≈сли они не получат разрешени€, то они будут вынуждены отвечать перед пассажирами.

- ѕоставлю несколько вопросов относительно украинских региональных аэропортов. Ќедавно возобновил обслуживание регул€рных рейсов аэропорт ”жгорода. ѕо моему мнению, единственный п€тничный рейс авиакомпании «ћотор —ич» из  иева в этот аэропорт, к тому же с промежуточной посадкой во Ћьвове, крайне интересен и неудобный пассажирам. ѕочему прин€то такое расписание? —оздаетс€ впечатление, что «ћотор —ич» просто заставили выполн€ть эти полеты ...

- –асписание - это вопрос бизнеса. ћы только утверждаем расписание, а не принимаем.  ак можно заставить? ћы ничего не предлагали авиакомпании. ј кака€ альтернатива пассажирам, чтобы добратьс€ до ”жгорода? »ли поезд, или автомобиль.

Ќо все равно, € считаю, что даже один рейс - это хорошо. ѕозитив в том, что аэропорт ”жгорода начал обслуживать регул€рные рейсы. –асширение расписани€ будет зависеть от того, как будет развиватьс€ пассажиропоток сейчас.

-  то-то из авиакомпаний еще планирует начать летать в ”жгород?

- ѕока за€вок у нас нет.

- Ќе могу не спросить по аэропортам ƒнепра и »вано-‘ранковска. јвиакомпании жалуютс€, что им сложно получить от этих авиаузлов разрешени€ на выполнение оттуда полетов. Ќе намерен √осавиаслужба любым легальным способом решить эту проблему, например, пригрозить аэропортам возможностью лишени€ сертификатов на аэропортовую де€тельность?

- ѕроцедура остановки сертификата четко выписана. Ёто можно сделать только если есть проблемы с несоблюдением тех или иных мер безопасности. ¬ таком случае сертификат останавливаетс€ мгновенно, независимо от того, кто €вл€етс€ собственником аэропорта или кто обслуживаетс€ в нем. ѕункта о том, что мы можем по собственной инициативе приостановить действие сертификата, в перечне причин дл€ этого нет.

-  аковы перспективы работы других региональных аэропортов, например, ∆итомира, где базируетс€ авиакомпани€ YanAir, или „еркасс, откуда рассматривает перспективу начала полетов SkyUp, или того же “ернопол€?

- јэропорт ∆итомира имеет сертификат на аэропортовую де€тельность, поэтому имеет право обслуживать регул€рные рейсы. ј авиаузел „еркасс пока в стадии сертификации. “ам проводитс€ реконструкци€. ¬ аэропорту “ернопол€ сертификат на аэропортовую де€тельность, но вопрос к обеспечению авиационной безопасности.  ак только они эти вопросы закроют, то действие сертификата по авиабезопасности будет восстановлено.

- —коро начинаетс€ новый сезон летних отпусков. Ћи прогнозируете снова частых задержек выполнени€ чартерных полетов украинских авиакомпаний, как это происходило в прошлом году? √осавиаслужба угрожала тогда накладывать на авиакомпании, которые допускают задержки, штрафы. ћногих оштрафовали?

- ћы наложили достаточно много штрафов. »х размер немаленький. ћинимальный штраф составл€ет 8,5 тыс. грн.

»сточник uvidpustku