31.07.19 

Как готовят будущих воздушных асовОдним из этапов подготовки пилота является работа на специальных тренажерах, которые помогают быстро и безопасно изучить летательный аппарат.

Тренажерная подготовка обеспечивает качественное обучение летного состава в виртуальных условиях, максимально приближенных к обстоятельствам реального полета. Это минимизирует влияние человеческого фактора, то есть уменьшает вероятность ошибочных действий летчика.

Главное - садясь в кресло пилота, ничего не задеть, не нажать и не сломать

Первым тренажерным комплексом, с которым сталкиваются курсанты Харьковского Национального университета Воздушных Сил, учась на третьем курсе, становится полнофункциональный стационарный комплексный тренажер летчика ТКС-Л39. Он формирует, совершенствует и поддерживает у курсантов и пилотов устойчивые навыки управления самолетом и его вооружением в различных условиях.

Тренажер - точная копия кабины реального самолета с большим проекционное экраном визуализации. Реалистичности добавляет имитатор акустических шумов, который позволяет слышать звуковую обстановку в процессе выполнения всех процедур и режимов - запуска двигателя, прогрева, взлета, полета, посадки.

Понаблюдав за тем, как ловко курсанты управляют, хотя пока и не настоящим, и все же самолетом, решаю попробовать сделать это и сам.

Первая задача - разместиться в кабине. Даже эта несложная процедура требует соблюдения определенного алгоритма: правая нога на сиденье, левая - на пол - упор, правая - на пол - упор, сажусь. Главное - садясь в кресло пилота, ничего не задеть, не нажать, ну, и не сломать. Инструктор помогает застегнуть ремни и загружает программу полета.

В роли пилота я впервые. Поэтому с первых секунд чувствую неудобства - теснота и полное непонимание приборов, кнопочек, лампочек и переключателей.

Если тренажер соответствует реальному самолету менее чем на 95%, его считают бракованным и не используют, поскольку он приучает пилота к ошибочным действиям, которые в дальнейшем могут стоить ему жизни.

Я сильно ударил самолет о землю. Тот подскочил и я ... снова его ударил

Стараюсь запомнить все, что мне говорят, послушно выполняю команды, которые дает руководитель моего первого в жизни «полета».

Реалистичная картина на экране, шумы и серьезность инструктора постепенно пробуждают впечатление, что это не виртуальное, а настоящее путешествие в небо. Кстати, относительно экрана. На него подается очень качественная трехмерная картина района полета, созданная на основе реальных фотографий и электронных карт. Так пилоту-новичку легче ориентироваться при выполнении настоящих полетов.

Выполнив под диктовку инструктора все процедуры, например щелчок непонятными кнопками и переключателями, получаю разрешение на взлет. Рука, которую держу на штурвале, коварно потеет - таки волнуюсь. Не хочется с первых секунд «развалить» самолет на виртуальной взлетке, ой не хочется ...

На удивление, подняться получилось с первого раза. Делаю все очень осторожно, без резких движений. Переведя дух, оглядываюсь вокруг. Глубокая детализация местности на экране дает очень сильное ощущение подлинности «полета». Выполняю самое простое упражнение - движение по кругу. Инструктор раз за разом помогает правильно держать штурвал - все-таки нескольких минут подготовки недостаточно для управления самолетом.

Стараюсь следить за приборами крена, скорости и высоты, но найти нужный с первого взгляда получается не всегда. Самолет на такие ошибки реагирует мгновенно, поэтому мой полет проходит в режиме «вниз - вверх» на грани падения. Теперь потеет еще и спина и, я так думаю, инструктор, который стоит рядом. В конце концов, после нескольких минут спусков-подъемов мой вестибулярный аппарат начинает бунтовать, и я возвращаюсь на базу.

Посадка происходила не менее эпично, чем полет: я сильно ударил самолет о землю, тот подскочил и я ... снова его ударил. Самолет, хоть и непривычный к таким процедурам, выстоял и покатил меня по  бетонным плитам, но почему-то поперек посадочной полосы. Я забыл, что на земле вождения самолета надо осуществлять педалями, а не штурвалом.

После полной остановки выхожу из самолета по тому же алгоритму - подъем, правая нога на сиденье, левая нога на лестницу, правая нога на лестницу. В голове кружится - от тренажера, и от впечатлений. Даже виртуальный полет за рулем самолета - это интересно и незабываемо.

Источник armyinform   Автор: Виталий Саранцев