20.07.07 
Бывший военный городок на Киевщине, где размещались прежде стратегические бомбардировщики, тихонько умирает. Его последний шанс выжить — строительство на бывшей базе ВВС крупного авиакомплекса, который мог бы обслуживать воздушно-транспортные коридоры Украины. Но будет ли использован этот шанс?

Прощаясь  с  самолетами,
летчики  плакали

НЕСКОЛЬКО десятилетий назад Узин был славным городом. Об этом неожиданно напомнил разговор с его бывшим мэром Ярославом Гогией:

— Знаете ли вы, что самые красивые девушки живут у нас? — спросил Гогия, протягивая снимки, сделанные на одном из городских праздников. Победительницы конкурса “Мисс Узин”, в самом деле, были хороши. Однако на этот неоспоримый факт я все же ответил вопросом:

— А почему вы так думаете?

— Я не думаю. Я точно знаю! — воскликнул Ярослав Автандилович. И продолжил: — В этом нет ничего удивительного. Много лет подряд здесь находилась элита Вооруженных Сил СССР. В этом городе возник генофонд, равный которому трудно было отыскать на территории канувшей в Лету огромной страны...

Действительно, в те времена Узин мог похвалиться и особым генофондом, и создавшей его причастностью к “большой воздушной стратегии”, и даже космосу. Четырехкилометровая взлетно-посадочная полоса аэродрома строилась не только под бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. В случае необходимости на бетонную дорожку, толщиной два с половиной метра, мог сесть и советский “шаттл” — космический корабль многоразового действия “Буран”. Говорят, что этого не произошло. Запасной аэродром в Узине космонавтам не понадобился. По стечению многих обстоятельств остался город и без авиации. Ратифицированный Украиной договор СНВ-1 предписал ракетоносцам печальную судьбу. Часть уникальных самолетов отдали за долги России. А те, что остались, начали готовить к уничтожению.

— У нас просто не знали, что делать с этим настоящим чудом техники, — рассказывали мне ветераны части, квартировавшей в Узине. — Два красавца Ту (правда, с другого аэродрома) попали в Полтавский музей. Еще две машины приспособили под экологический мониторинг. Остальные должны были умереть. Прощаясь с самолетами, летчики плакали. Стратегические авиакомплексы навсегда уходили из их жизни, ломая ее, как сухую ветку...

Город  безработных

Что происходит с городами, когда сокращают стоящие в них гарнизоны?

— Это в полной мере испытал на себе Узин, — говорит экс-мэр. — Из четырнадцати тысяч тех, кто проживал тогда в городе, более шести тысяч были военнослужащими или членами их семей. То есть жизнь почти половины горожан так или иначе была связана с аэродромом. И когда в 98-м году его не стало, когда сократили часть, в которой эти люди служили, много народа осталось не у дел...

Безработными в Узине оказались летчики, бортинженеры, штурманы, специалисты по обслуживанию авиабазы, вооружению и ремонту стратегических авиакомплексов, энергетическим, радиолокационным и электронным установкам... Многие имели не только звезды на погонах, но и по два-три вуза, кандидатские, а то и докторские диссертации за плечами. Чтобы лучше понять уровень подготовки этих людей, надо знать, что представляли собой стоявшие в Узине  ракетоносцы Ту-95МС.

Сегодня это уже не военная тайна, однако мало  кто знает, что взлетная масса этой фантастической машины составляла 185 тонн! Огромный груз поднимала в воздух силовая установка, состоящая из четырех турбовинтовых двигателей, мощностью 15.000 л.с. каждый. С дозаправкой в воздухе она обеспечивала перелет на 32 тысячи километров! Обслуживал “летающую крепость”, буквально начиненную электроникой и автоматикой, экипаж из семи человек — пилоты, штурман, бортинженер, радиооператор и оператор вооружения...

— Ситуация, сложившаяся в Узине, обернулась плохими последствиями, — продолжал Гогия. — Государство не стало обременять себя конверсионной работой. И хотя после долгих перипетий в августе 2000 года Кабмин выдал постановление № 321-р, согласно которому военный аэродром в Узине передавался на баланс Национальному координационному центру социальной и профессиональной адаптации военнослужащих, уволенных в запас или в отставку, дело с мертвой точки не сдвинулось. Аэродром продолжал разрушаться, а по уровню безработицы Узин прочно обосновался на первом месте в области.  Это обстоятельство тяжким бременем легло на город, на много лет обеспечив ему обидное прозвище “города безработных”.

Продавец  масла,  управдомы
и  «африканские»  пилоты

Многие тяжело перенесли смерть аэродрома, получив необратимые морально-психологические травмы. В городе и сегодня рассказывают о странном продавце масла, которого можно было встретить на улице. Трудно было не заметить и военной выправки, и безмерной скорби в каждом его слове, в каждом взгляде. Это была не маска и не “торговый имидж”. Продавец масла был безработным офицером полка ядерных ракетоносцев. Дважды он пытался покончить с собой...

— А как сложилась жизнь других, попавших в “узинский переплет”? — спрашиваю Гогию.        

— Кто-то сумел (почти, как Великий Комбинатор) переквалифицироваться в управдомы и дворники, — с горькой иронией отвечает он. — А есть и такие, что не смогли этого сделать. Те ищут удачу в чужих краях. Слышали об украинских экипажах, что летают в Анголе, других африканских странах? Так это наши, узинские!.. Много народа ездит на работу в Запорожье, Белую Церковь. Неудобно, тяжело людям... Но вот, что интересно: почти никто Узин не бросает. Летают в Африке, а живут (по крайней мере, семьи) здесь!..

Этот парадокс мне объяснил один из местных:

— Люди еще ждут, на что-то надеются. Есть ведь способы улучшить жизнь. И нашу, и страны. Спрашиваете, что это за проекты? На основе бывшей авиабазы ВВС можно построить крупный грузопассажирский авиакомплекс, который обслуживал бы воздушные коридоры Украины, — сказал горожанин.

Надежда  всегда  остается

Мой случайный собеседник был прав. Аэродром остается главной надеждой Узина.

— Здесь в самом деле мог бы появиться второй после Франкфурта грузовой аэропорт в Европе, — пояснил Гогия. Он хорошо знает ситуацию, поскольку много и подробно занимался проблемой.

— Каждые две минуты в Узине могли бы садиться и взлетать большегрузные самолеты. Территория позволяет это делать. “Рулежка”, “взлетка” — все для этого, повторяю, есть. На четырех километрах нашей полосы могут садиться любые типы самолетов под любым флагом, — заметил он.

Его слова подтверждают и выводы специалистов. По своим возможностям, считают они, Узин вполне может тягаться с бывшей центральной авиабазой НАТО во французской Ватре. Инфраструктура узинского аэродрома могла бы за один раз обслужить 57 тяжелых и сверхтяжелых (до 400 тонн) самолетов и 6 вертолетов. Такой комплекс услуг по обслуживанию транспортной авиации мог бы значительно усилить Киевский узел с его Борисполем, Жулянами и Гостомелем.

Перспективным выглядит Узин и с точки зрения Международной ассоциации аэропортов. По ее прогнозам, в ближайшие годы товарооборот на трех транспортных коридорах, проходящих через Украину (Критском, Европа — Азия и Балтика — Черное море), должен возрасти на 50-60 процентов. Это непременно породит спрос на новые транспортные развязки. Эксперты считают, что на отрезке между Москвой и Варшавой уже есть потребность в двух-трех новых аэродромах. В то же время, по подсчетам специалистов, Украина имеет самый высокий в мире коэффициент транзитности — 3,11. Второй показатель у Польши — 2,72. Однако поляки получают от этого 4 миллиарда долларов в год, а нам не всегда удается наскрести и четверть этой суммы.

Не  довели  бы  город
до  гробовой  доски...

Аэропорт в Узине  мог бы, изменив ситуацию в транспортных коридорах, решить еще две важнейших проблемы — безработицы среди особого контингента и обеспечения нового аэропорта кадрами. Именно поэтому все силы город направляет сегодня на то, чтобы сделать этот замысел реальным. Уже разработан генеральный план развития, предусматривающий, между прочим, рост населения до 30 тысяч человек.

Обо всем этом горожане говорили недавно на встрече с вице-спикером Верховной Рады коммунистом Адамом Мартынюком. Адам Иванович сделал соответствующее заявление в парламенте. И при обсуждении городских границ депутаты решали вопрос с учетом строительства нового авиационного комплекса. Так Узин получил свой последний, быть может, шанс на спасение.

Уже появились хорошие проекты. Одна из концепций, представленная  консорциумом инвесторов Ukrainian International Airport, предусматривает стоимость строительства аэропорта $ 1,2 млрд. Одним из основных его элементов должен стать современный грузовой терминал. Неподалеку разместится логистическая инфраструктура. Аэродромная же часть уже существует. В ней около 200 объектов. 762,7 гектара занимает аэродром с техническим комплексом. В его районе расположены свободные земли, которые позволят произвести дальнейшее расширение. А в десяти километрах от порта проложены железнодорожные пути. Идет модернизация автодорожных развязок...

У города действительно возник  шанс. Не упустить бы его только. Не довели бы город до гробовой доски...

Источник: uamedia.visti.net