16.06.08 
Госавиаадминистрация объявила о повышении аэропортовых сборов на 30%, до $6 с билета на внутренних и на 60%, до $17 на международных рейсах в девяти аэропортах Украины. В аэропортах говорят, что поднять ставки нужно было давно – в последний раз они пересматривались пять лет назад. Но в авиакомпаниях считают, что подорожание затруднит выход на рынок бюджетных перевозчиков.

Повышение затронуло как внутренние (в среднем на 12-15 грн с билета), так и международные рейсы (на 20-25 грн), сообщили вчера в Госавиаадминистрации. С 25 мая в соответствии с приказом Минтранса сборы выросли в девяти крупнейших региональных аэропортах: "Донецк", "Луганск", "Запорожье", "Харьков", "Одесса", "Симферополь", "Черновцы", "Мариуполь" и "Львов". "Раньше из-за низкой покупательской способности населения мы вынуждены были удерживать ставки низкими – $3-4 на внутренних и $7-9 на международных рейсах. Это ниже себестоимости услуг аэропортов",– объясняет председатель Госавиаадминистрации Александр Давыдов.

В аэропортах решение Госавиаадминистрации поддерживают. "Сборы нужно было повысить давно – они не менялись пять лет. За это время подорожало все – и расходные материалы, и рабочая сила",– говорит председатель ассоциации "Аэропорты Украины" Анатолий Троценко. По его словам, ассоциация уже согласовала с Минэкономики возможность повышения ставок и для остальных аэропортов страны.

В Украине работает 34 аэропорта. 23 имеют статус международных, из них стратегическими являются "Борисполь", "Донецк", "Одесса", "Львов", "Симферополь", "Харьков", "Днепропетровск" и "Киев" (Жуляны). Рынок внутренних авиаперевозок, которые составляют подавляющее большинство рейсов из этих аэропортов, эксперты оценивают в $300 млн, объем – около 2 млн пассажиров в год. Крупнейший оператор на внутренних направлениях – компания "Аэросвит".
Против решения регулятора выступила Международная ассоциация транспортной авиации (IATA), членами которой являются крупнейшие международные авиаперевозчики. В письме ассоциации Александру Давыдову от 24 апреля (копией располагает Ъ) отмечается, что Госавиаадминистрация не обсудила вопрос повышения сборов с авиаперевозчиками и не обосновала новые ставки. Эти требования указаны в соглашениях Международной организации гражданской авиации (ICAO), членом которой является Украина. IATA в своем письме просит также соблюдать требования ICAO, согласно которым новые ставки должны вводиться через четыре месяца после их оглашения. "Но мы общественная организация и можем только рекомендовать,– говорит представитель IATA в Украине Сергей Мартынюк.– Принудить украинские власти выполнить эти требования может только ICAO в случае обращения в организацию одной из авиакомпаний".

В крупнейших авиакомпаниях полагают, что на пассажиропотоке рост сборов отразится незначительно. На фоне регулярного повышения стоимости авиатоплива нынешнее увеличение аэропортовых сборов будет некритичным, уверен президент крупнейшего агентства по продажам авиабилетов "Кий Авиа" Владимир Шпак. Но ограничит компании в проведении маркетинговых акций, считает пресс-секретарь авиакомпании "Аэросвит" Сергей Куцый. Так, в конце апреля "Аэросвит" объявил о значительном снижении стоимости билетов на ряд направлений в случае их покупки заранее. "Те билеты, которые раньше мы продавали по 45-50 грн, теперь придется продавать по 60-70",– говорит он.
Вместе с тем, по мнению участников рынка, повышение сборов ощутят на себе low-cost перевозчики, ведущие переговоры о выходе в Украину. Для таких компаний увеличение аэропортовых сборов на 10-15 грн означает подорожание билетов на 15-30%, соглашается Александр Давыдов.

АНТОН Ъ-СЕМИЖЕНКО

Джерело Коммерсантъ