19.06.08 

ImageДля тех, кто собрался слетать в Румынию, выбор перевозчика не будет проблемой. Украину и Румынию связывает только одна авиакомпания — Carpatair S.A. Если для большинства перевозчиков, работающих в украинском небе, это направление не вызывает интереса, то  для Carpatair S.A., имеющей румынскую прописку, оно является одним из приоритетных.

Создана Carpatair не так давно, в 1999 году, в Румынии как сестра Moldavian airline. Владельцы — физические лица, граждане разных стран. Украинцев среди них нет.

Представительство во Львове авиакомпания открыла в 2006 году. Первые самолеты летали по маршруту Львов — Тимишоара. С этого года география украинского представительства расширилась: в Румынию теперь можно улететь из Одессы и Киева.

Через Тимишоару — в Европу

Впрочем, улететь можно не только в Румынию, но и гораздо дальше. В небольшом румынском городе Тимишоара авиакомпания создала так называемый хаб — узловой терминал. Утром сюда слетаются самолеты с востока и в течение получаса-часа все пассажиры этих рейсов могут пересесть на самолеты, которые разлетаются по западным направлениям. Во время этой ротации и в конечном пункте назначения проводится обслуживание самолетов. После чего рейсы выполняются по той же схеме. В Carpatair ее называют моделью колеса и спиц в обратном направлении.

Пассажиры, вылетающие из Украины, оформляются в Украине на весь перелет. Например, если вы летите в Мюнхен, то, регистрируясь на рейс Киев — Тимишоара, сразу получите посадочный талон на рейс Тимишоара — Мюнхен. В Тимишоаре побудете в транзитной зоне, проходить таможенный или паспортный контроль вам не придется.

На чем летают

Основной самолет авиакомпании Carpatair на сегодня — турбовинтовой Saab-2000 на 50 мест. В представительстве в Украине его характеризуют как экономичный, комфортабельный и хорошо зарекомендовавший себя в плане безопасности. Таких крылатых машин у Carpatair 14.

Имеются также реактивные самолеты Foker-100 на 105 мест. Они задействованы на самых дальних или наиболее популярных направлениях авиакомпании, таких как Тимишоара — Верона, Тимишоара — Милан и Тимишоара — Кишинев. Иногда по этим направлениям авиакомпания отправляет два самолета Foker-100 и Saab-2000.

Кадровый вопрос

Покупать самолеты на большее количество пассажиров румынская компания не торопится. И причина не в недостатке средств. Не хватает пилотов. Для того чтобы решить эту проблему, авиаторам приходится брать у других компаний летчиков в аренду. В частности, у прибалтийских авиакомпаний.

Собственный летный состав авиакомпании — интернациональный. Это пилоты из Молдовы, Румынии, Швеции, Канады и других стран. Пилотов с украинским гражданством среди них нет. Но есть этнические украинцы с гражданством Молдовы. Кроме того, за каждым рейсом из Украины или в Украину закреплена бортпроводница украинка.

Зарплата персонала

В Carpatair работает 500 человек. Средний возраст сотрудников — 30 лет.

Если говорить о персонале для украинского представительства, то, как утверждает директор украинского представительства Carpat-air Андрей Туркивский, не хватает квалифицированных специалистов по всем статьям. Особенно это касается персонала для работы в аэропортах.

Компании не всегда подходят сотрудники, которые уже работали в сфере аэропортового обслуживания. По словам Туркивского, с опытом работы в аэропорту румынской авиакомпанией в Украине было принято только три сотрудника. Остальные специалисты были «выращены».

Дать зарплатные ориентиры сотрудников украинского офиса Туркивский наотрез отказался. А вот президент Carpatair S.A. Николае Петров, оставив в секрете оклады топ-менеджеров, со-гласился рассказать, сколько зарабатывает летный со-став.

По его словам, средняя зарплата командира экипажа составляет 4-5 тысяч евро, второго пилота — 80% зарплаты командира экипажа. Чтобы получить 5 тысяч евро, командиру экипажа надо налетать 100 часов. Стюардессы при том же количестве летных часов заработают в Carpatair около 1000 евро. Зарплаты летного состава одинаковы вне зависимости от национальности членов экипажа и выполняемых ими маршрутов. Служащие авиакомпании, работающие в аэропортах Румынии, получают 400-600 евро в месяц.

Летчиков авиакомпания готовит в Швейцарии и Стокгольме. Carpatair также планирует открыть собственную школу в Тимишоаре.

Запреты на передачки

На рейсах Carpatair S.A. категорически запрещается передавать какие-либо предметы, документы сторонних организаций или физических лиц.

Также действует строгий запрет на провоз животных. По словам Туркивского, компания могла бы зарабатывать больше, если бы разрешала перевозить в салоне домашних любимцев. Речь идет о маленьких животных, которых нельзя перевозить в багажном отделении — они могут просто не выжить в экстремальных условиях.

Куда не летают

Внутренние рейсы авиакомпания не выполняет — у нее нет на это права, равно как и не выполняет рейсов из Украины в другие страны (кроме Румынии). Украина не присоединилась к договору по «Открытому небу».

Как и другие румынские авиакомпании, Carpatair может осуществлять перевозки только из Румынии в Украину и обратно. Так что хаб в Тимишоаре — это не только способ оптимизации расходов авиакомпании, но и решение вопроса доставки пассажира из Украины в страны Западной или Восточной Европы.

Открывать в Украине авиакомпанию, с тем чтобы производить внутренние рейсы, румыны не планируют. Во всяком случае, это не вопрос ближайшего будущего. По словам Петрова, прежде всего потому, что это дорого и трудоемко. В то же время возможность такая не исключается — например, когда Украина вступит в Евросоюз и произойдет либерализация рынка авиаперевозок.

Джерело Дело