10.07.08 

До сего дня большая часть обширного хозяйства покойного «Аэрофлота» находится в коммунальной собственности местных советов. Эти советы, в полном соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении», распоряжаются принадлежащим им имуществом, и имеют право сами решать вопросы о целесообразности полной или частичной приватизации указанных аэропортов.

Каждый аэропорт имеет определенную инфраструктуру, включающую в себя взлетно-посадочные полосы, площадки для стоянки самолетов, пассажирские терминалы, гостиницы, административные здания, автомобильные парковки и.т.д. Но кроме всего вышесказанного, каждый аэропорт имеет лакомый довесок в виде многих гектаров земли, часть из которой относится к так называемой «зоне отчуждения», а на части располагаются системы безопасности аэродромов, навигационные маяки и многое другое. Учитывая то, что все аэропорты строились еще во времена СССР, когда земля была государственной, можно понять что территории под аэродромы отводились с размахом, и ни о какой экономии земли никто тогда не помышлял.

Естественно, что, получив всю полноту премьерской власти, Тимошенко не могла смириться с ситуацией, когда такое богатство находится в руках «муниципальных князьков». Усугубил ситуацию тот факт, что большинство интересующих Тимошенко аэропортов, находятся в ведении местных советов, депутатское большинство, в которых сформировано без участия фракции БЮТ. Ни для кого не секрет, что в Одессе, Донецке, Харькове, Днепропетровске, Крыму, а теперь и в Киеве, позиции БЮТ мягко выражаясь оставляют желать лучшего. Вследствие этого, получить нужные Тимошенко решения о передаче права собственности или приватизации аэропортов в пользу близких ей структур, практически было не реально.

И Тимошенко начала действовать, причем действовать с присущим ей цинизмом и напористостью. Атака была начата через две недели, после «воцарения» Леди Ю в Кабмине. Уже 14 января этого года, в одном из своих интервью она заявляла, «Необходимо срочно разработать законопроект, который будет регламентировать процедуру приватизации аэропортов, их систем безопасности, а также взлетно-посадочных полос». А 5 марта 2008 года была утверждена Концепция целевой госпрограммы развития аэропортов на следующих 12 лет, в соответствии с которой, 29 крупнейших аэропортов страны должны быть срочно национализированы (т.е. перейти в госсобственность). Только после этого грузовые и пассажирские терминалы, объекты обеспечения авиатопливом и другие элементы наземной инфраструктуры могут передаваться в частные руки на «открытых аукционах». Такая вот временная и промежуточная национализация.

Как тут не вспомнить Шарикова, который любил говорить - «все отобрать и поделить». Собственно для этого и надо сначала все аэропортовское хозяйство национализировать. Очень важно для премьера, чтобы аукционы проводили не местные советы, а правительство, которому к тому времени будет принадлежать право собственности на аэропорты. Понимая это, а так же, не желая упускать из своих рук прямую прибыль от приватизыции этих «лакомых кусочков», местные советы однозначно отказались передавать аэропорты в госсобственность.

Отказ Юлию Владимировну не обескуражил. В запасе у нее имелось секретное оружие, «козырная карта» - «Евро-2012». Дело в том, что по оценкам экспертов, потребность в инвестициях для подготовки основных и резервных аэропортов к Евро, составляет: Для Борисполя - 3000 миллионов гривен, Жулян - 355 миллионов, Харькова - 436, Донецка - 381, Днепропетровска - 464 и Одессы - 755 миллионов гривен.

Раньше финансирование развития аэропортов осуществлялось как из местного, так и госбюджетов. Но для того, чтобы заставить местные органы власти принять нужное Тимошенко решение, в означенную концепцию была внесена норма, в соответствии с которой из госбюджета предлагалось финансировать развитие и содержание только тех аэропортов, которые находятся в госсобственности. А остальные были обязаны финансироваться из муниципального бюджета, естественно местные советы таких сумм из своих авуаров выделить не могли.

Вдобавок, вышло постановление Кабмина от 21 мая 2008 года, которое предусматривало передачу 1,008 миллиардов гривн, выделенных на реконструкцию аэропортов в текущем году, государственным аэропортам «Львов» и «Борисполь», а также коммунальными «Донецк» и «Жуляны» (при обязательном условии передачи этих аэродромов в собственность государства). И часть местных советов сдались на милость премьера.

Первым пал Донецк. 22 апреля Облсовет принял решение о передаче взлетно-посадочной полосы коммунального предприятия «Международный аэропорт «Донецк» государству. Решающим фактором стало то, что из госказны на строительство и реконструкцию аэропорта «Донецк» в этом году планируется выделить 733,3 миллиона гривен. Эта сумма почти в два раза превышает объем инвестиций, необходимый предприятию для подготовки к Евро-2012. В считанные недели за Донецком капитулировал Харьков. В мае местные власти дали разрешение на передачу аэродрома в госсобственность. По-видимому, горсовет и арендатор аэропорта компания ООО «Нью Системс АМ», так же получили гарантии выделения бюджетных средств на развитие аэродромной инфраструктуры.

Но далеко не все местные советы «сложили оружие» и сдались Тимошенко. Принять ее предложение отказались Киев (аэропорт Жуляны) Одесса и Днепропетровск. Их примеру последовал и Ривненский областной совет, принявший решение о том, что коммунальное предприятие Международный аэропорт Ривне будет выставлен в этом году на продажу. В целом, новость о проведении чемпионата Европы в Украине, привела к тому, что для предприятий сразу же нашлись стратегические инвесторы. И местные власти получили возможность эффективно распорядиться коммунальной собственностью, не делясь при этом с государством или правительством.

К тому же все программы частного инвестирования аэропортов, на которые соглашаются неподконтрольные Тимошенко местные советы, в частности Одесский, не предусматривают передачи права собственности на аэропорты кому либо. Максимум на что они идут, это совместное пользование объектом вместе с инвестором или концессия. Естественно, такое "упрямство" местных властей мало устраивает представителей крупного капитала стремящихся заполучить аэропорты в свою собственность.

И тут стоит задуматься над тем, а кто именно может быть заинтересован в покупке украинских аэропортов. Кто так могуч, что смог пролоббировать программу (именно программу, а не разрозненные действия) Кабмина отобрать авиационное хозяйство из коммунальной собственности несговорчивых советов. Или если точнее, кто имеет настолько мощные рычаги влияния на премьера, что не сомневается в положительном для себя результате дальнейших приватизационных аукционов по этим аэропортам.

Если проанализировать какая из зарубежных компаний наиболее активно интересовалась покупкой украинских аэропортов на протяжении последних лет, складывается достаточно интересная картина. В конце сентября 2007 года, группа "Базовый элемент", принадлежащая российскому магнату Олегу Дерепаске, заявила о готовности вложить 200 миллионов евро в развитие международного аэропорта Одессы, купив его на приватизационном конкурсе по цене 10-50 миллионов долларов, или получив в концессию на срок не менее 50 лет. «Базовый элемент» получил отказ, так как предложение не соответствовало условиям конкурса по реконструкции международного аэропорта "Одесса", утвержденным Исполкомом Одесского горсовета. Одна из причин, и пожалуй главная, это тот факт, что в собственности «Базового элемента» находятся конкурирующие с одесским воздушным портом аэропорты Сочи, Геленджика, Краснодара и Анапы, а согласно условиям тендера, претендент не может иметь в собственности, владении или управлении аэропорты являющиеся конкурентами одесского, или могут составить ему конкуренцию в будущем, кроме того сумма инвестиций должна быть не менее 250 миллионов гривен.

Справка «Обозревателя»: Холдинг "Базовый элемент" основан в 1997 году (до 2001 года назывался "Сибирский алюминий"). Владеет российскими и зарубежными активами в энергетике, машиностроении, девелопменте, авиационной и добывающей промышленности, финансовом и строительном секторах. В число активов входят энергетическая группа En+ ("Русал", "Евросибэнерго", Объединенная нефтяная группа, CEAC Holdings), машиностроительный холдинг "Русские машины" (ГАЗ, "Авиакор--Авиационный завод", "Абаканвагонмаш"), финансовая компания Basic Element Finance ("Ингосстрах", банк "Союз", "Элемент Лизинг", НПФ "Социум", управляющая компания "Ингосстрах-Инвестиции"), ресурсный холдинг Element Resources ("Союзметаллресурс", "Континенталь Менеджмент", "Жаны Жылдыз Голд", Batu Mining). Также "Базэл" владеет строительными и девелоперскими компаниями "Главстрой", "БазэлЦемент", "Альтиус Девелопмент", "Аремэкс", аэропортами в Сочи, Краснодаре, Анапе, Геленджике, авиакомпанией "Авиалинии Кубани". Консолидированная выручка предприятий группы в 2006 году -- более $18 млрд, стоимость активов -- около $23 млрд. На предприятиях "Базэла" работают около 300 тыс. сотрудников. Владелец холдинга - Олег Дерипаска.

Несмотря на поражение в Одессе Дерипаска достиг определенного прогресса в Харькове. В феврале 2008 года, депутаты горсовета приняли решение подписать договор аренды целостного имущественного комплекса АКП «Международный аэропорт «Харьков» сроком на 49 лет между городом и ООО «Нью Системс АМ», аффилированной с группой DCH Александра Ярославского. При этом и сам Ярославский и его группа DCH контролируются Олегом Дерипаской и его холдингом "Базовый элемент".

Кроме того, Дерипаска не скрывает, что имеет непосредственное влияние на Тимошенко. В канун парламентских выборов в марте 2007 года, миллиардер дал интервью российскому изданию ”Время Евразии”. Материал печатался для ограниченной группы задействованных в политике олигархов. Несколько экземпляров попали в Украину а затем в интернет. Из-за слишком острых и откровенных заявлений о среднеазиатских республиках и Украине в часности, долгое время интервью считали фальшивкой.
Однако, в начале этого года его опубликовали на официальном сайте Национального совета по корпоративному управлению России, что автоматически подтверждало подлинность этого интервью. Правда, на интернет-сайте оно пробыло всего две недели. По всей вероятности, интервью сняли по прямому указанию Кремля, из-за резонанса, которое оно вызвало в российской прессе.

Вот лишь несколько высказываний Дерипаски о Тимошенко, Януковиче и Ющенко:

"Почему-то ошибочно считают, что Россия хотела навязать Украине Виктора Януковича в качестве президента. Мы, конечно, финансируем его, но совсем не с целью навязывания Украине. Мы ищем в республике адекватных менеджеров, и Янукович - только один из возможных кандидатов"

"Ющенко постепенно становится смешным. Особенно после того, как мы договорились с Юлией Тимошенко. Она, кстати, вполне адекватный и профессиональный политик, помогала нам на Николаевском глиноземном комбинате. Сейчас Ющенко ничего не остается делать, как разъезжать по Европе и просить о поддержке. Результат его усилий просто смешон - перед нами подхалимничают из Европы, и с каждым днем все больше. Придет время - все интересные фабрики, весь транспорт Украины будет наш. Это точно. Вот так делается игра".

О тайных и явных встречах Тимошенко и Дерипаски уже давно шепчутся, как в Киеве, так и в Москве. А об их стратегических договоренностях и тайном сговоре по судьбе украинских аэропортов вовсю судачат в околоолигархических кругах.

Как говорили древние римляне, «если хочешь понять, кто в чем-то виноват, ищи того, кому это выгодно». В нашем случае мы уже знаем, кому и зачем было выгодно лоббировать передачу аэропортов в госсобственность. И даже известно только кто в итоге от этого выиграет. Ну а кто проиграет – покажет будущее.