18.11.08 

Украинские авиакомпании терпят убытки из-за финансового кризиса и вынуждены сокращать рейсы

В сложном финансовом положении оказалась крупнейшая украинская авиакомпания «АэроСвит». Она в срочном порядке уже отменила рейсы по 14 направлениям. Под нож ушли рейсы как внутреннего, так и международного  направления. Так, с ноября 2008 по апрель 2009 года компания закрывает внутренние рейсы из Киева по направлениям в Харьков, Ужгород, Черновцы и Ивано-Франковск. Из международных рейсов компании пострадают перелеты в Китай, Индию, европейские направления, а также маршрут на Нью-Йорк.

Вслед за «АэроСвитом» свои рейсы сокращают компании «Днеправиа» и «Украинско-средиземноморские авиалинии». «Днеправиа» сворачивает часть перелетов из Днепропетровска в Киев, Ивано-Франковск, Ужгород и Одессу. А «Средиземноморские авиалинии» уже урезали часть рейсов по маршруту Киев — Тегеран.

Причин, по которым авиакомпании несут убытки, две: снижение пассажиропотока и высокие цены на керосин. Цена тонны авиатоплива в Украине на 300-400 долларов выше, чем в других странах.

Впервые тему сокращения рейсов гендиректор «АэроСвита»  Арон Майберг поднял еще в конце прошлой недели на антикризисном совещании у президента Виктора Ющенко. По его словам, компания закончит 2008 год без прибыли по двум причинам: падение пассажиропотока на внутренних рейсах и высокие цены на керосин. «Если в других странах в период кризиса снизились цены на топливо, то у нас они практически не изменились», — констатировал Майберг.

Экономят на самолетах

Другие украинские авиаперевозчики также испытывают существенные финансовые трудности. Загрузка на их рейсах колеблется на уровне 30-40%. Это вынуждает компании максимально оптимизировать расходы. Так, авиакомпания «Украинско-средиземноморские авиалинии» отменила ряд рейсов по маршруту Киев — Тегеран. Оставшиеся рейсы на Тегеран, Дамаск, Оман и Бейрут компания выполняет на собственных самолетах. «На сегодняшний день нам выгоднее использовать наши собственные самолеты вместо арендуемых самолетов типа Ан, — рассуждает коммерческий директор компании Сергей Полищук. —  Это поможет сократить расходы на 30-35%».

В компании «Днеправиа» также отменяют ряд внутренних рейсов. Так был отменен дополнительный рейс в выходные дни на Киев. Кроме того, перелеты по направлению на Ивано-Франковск, Ужгород и Одессу в выходные дни были сокращены с двух до одного. Загрузка по этим направлениям колеблется на уровне 30-60% в зависимости от типа борта. «На сегодняшний день у нас недостаточная загрузка, поэтому мы делаем замену бортов и исключаем из расписания рейсы. Замена борта помогает в 2 раза сократить расходы на топливо», — констатирует коммерческий директор компании «Днеправиа» Сергей Посылаев.

Убытками авиакомпаний уже обеспокоены в контролирующем органе — Государственной авиационной администрации. «И «Международные авиалинии Украины» (МАУ), и «АэроСвит», действительно, переживают финансовые проблемы. Они заключаются в том, что керосин в Украине значительно выше по цене, чем в Европе, — объяснил «ДЕЛУ» глава Государственной авиационной администрации Александр  Давыдов. — Не исключено, что обе компании закончат этот год со значительными убытками». По мнению главы авиаадминистрации, убытки этих компаний потянут за собой падение доходов аэропорта «Борисполь». 

Билеты не компенсируют

Однако в МАУ информацию об экономических трудностях не подтверждают. Пресс-секретарь компании Евгения Сацкая утверждает, что компания сокращать рейсы не планирует. «Сейчас средняя загрузка по рейсам нашей компании на уровне 67% — это на 7% больше по сравнению с 10 месяцами прошлого года.  — рассказывает  Сацкая. — Новогоднюю же загрузку мы прогнозируем на уровне 95%, что является хорошим показателем». По словам пресс-секретаря, сейчас идет речь об отмене зимних чартерных рейсов на Египет. Такое решение принимают туроператоры в связи с падением популярности по этому направлению.

Юристы утверждают, что, согласно правилам перевозки, рейсы могут быть отменены по причине форс-мажорных обстоятельств. При этом перечень таких обстоятельств в законе достаточно нечеткий. По словам адвоката и заместителя директора Центра экономического и политического анализа Антона Кравченко, в случае аннулирования рейса компания должна вернуть клиенту деньги или найти альтернативу рейсу: «Это может быть следующий рейс этой же авиакомпании, другой маршрут этого же рейса авиакомпании. Кроме того, пассажиру могут предложить воспользоваться этим же рейсом другого перевозчика, вплоть до наземных перевозок». В то же время материальная компенсация в таких случаях не предусматривается.

Джерело Дело   Автор: Ольга Джелебова