17.03.06 
ќ модернизации парка украинских истребителей ћи√-29 говор€т давно: отсчет времени Ђапгрэйдингуї самого известного советского боевого самолета прин€то вести с 1999 г., когда руководство военного ведомства объ€вило о начале работ. Ќет смысла рассматривать причины того, почему к началу 2006 г. модернизаци€ так и не перешла в практическую фазу, и к насто€щему моменту ни один истребитель украинской армии ничем не отличаетс€ от воздушных машин ———– конца 80-х годов прошлого века.

 ак ни странно, нова€ вспышка внимани€ к истребительной авиации произошла не на фоне сближени€ с –‘, на территории которой остались разработчики самолета, а на фоне политического и экономического противосто€ни€. “ак, на прошлой неделе министр обороны ”краины јнатолий √риценко сообщил, что военное ведомство планирует объ€вить тендер относительно модернизации воздушных машин этого типа. ј в презентованной общественности в тот же день Ѕелой книге указано, что с текущего года открыты опытно-конструкторские работы по модернизации самолетов ћи√-29 и —у-25, а также в течение года будет завершена разработка новой управл€емой авиаракеты Ђвоздух-воздухї. ƒругими словами, процесс открыти€ внутреннего рынка военной продукции сдвинулс€ с места, и дл€ российских  Ѕ и предпри€тий потер€ть его было бы как минимум недальновидно. Ќезависимо от того, какими темпами ”краина движетс€ в Ќј“ќ.

Ђќбликї украинского истребител€

¬ насто€щее врем€, по информации ј.√риценко, проход€т консультации относительно вариантов модернизации с экспертами –оссии, Ѕеларуси, »зраил€ и ¬еликобритании. ћинистр обороны за€вил, что основными критери€ми дл€ победител€ станут эффективность модернизированного самолета и его стоимость, а также возможность проведени€ подавл€ющего количества работ на украинских предпри€ти€х оборонно-промышленного комплекса.

ћодернизаци€ ћи√-29 нар€ду со второй жизнью «–— —-300 и «–  ЂЅукї определ€етс€ военными экспертами как наиболее верный подход к обеспечению обороноспособности государства на нынешнем этапе. — оговоркой, что ”краина все-таки становитс€ членом Ќј“ќ, а ее авиаци€ будет играть лишь вспомогательную роль в коалиционных операци€х аль€нса. “огда критерий эффективность-качество будет действовать как минимум еще 10-15 лет (к примеру, ресурс наиболее новых ћи√-29 украинских ¬—” истекает через 8 лет).

≈сли говорить откровенно, российска€ верси€ модернизации дл€ ”краины наиболее приемлема. ѕри условии, что российска€ сторона согласитс€ на реэкспорт ”краиной своих самолетов. » второе Ч если –осси€ выставит привлекательную дл€ ”краины цену. ¬ ином случае смысл модернизации становитс€ сомнительным по финансовым соображени€м: из двух сотен истребителей  иеву дл€ собственных нужд к 2011 г. понадобитс€ только 78 воздушных машин; идеальна€ роль остальных самолетов может заключатьс€ в том, чтобы продажей заработать на вторую жизнь боевому составу ¬оздушных сил. »менно такой подход делал достаточно дорогосто€щую модернизацию дл€ ”краины возможной. ѕоскольку выделить на каждую воздушную машину в 5Ч8 млн. долл., да еще не менее 17 млн. долл. Ч за лицензию (такие цифры раньше называли представители –‘) государство не в состо€нии. », кроме того, такой подход позвол€ет начать работы тотчас после определени€ техзадани€, а не после по€влени€ в госбюджете соответствующей строки, то есть не ранее, чем в 2007-м, а то и в 2008 году.

Ќо российска€ верси€ приемлема не сама по себе, а потому что €вл€етс€ лучшим из худших вариантов и призвана решить сразу несколько задач. ѕричем, не исключено, что политическа€ составл€юща€ важнее военной. ѕотому что лишь модернизаци€ с –оссией €вл€етс€ формально легитимной. “о есть такой, котора€ не будет названа Ђпиратскимиї работами. ƒл€ самой ”краины Ђпиратскиеї работы не проблема, но реализовать на рынке Ђпиратские копииї будет куда сложнее, чем самолеты, модернизированные совместно с –оссией. ѕроведение же так называемой Ђмалойї, или сокращенной версии, возможно, но не решает проблемы усилени€ военно-воздушной мощи армии. ’от€ она имеет право на жизнь как промежуточный вариант Ч при четком решении, скажем, приобрести американские F-16, европейские Eurofighter или шведские Gripen. Ёто тоже путь, причем далеко не худший. ѕросто он более дорогой и несет за собой окончательный и бесповоротный развод с –оссией со всеми вытекающими последстви€ми, далеко выход€щими за рамки военно-технической тематики. Ќаконец, модернизаци€ с израильскими или западными фирмами станет реальной в том случае, если иностранный подр€дчик сумеет договоритьс€ с разработчиком о внедрении в машину своих узлов. ƒругими словами, модернизацию будет сопровождать –—  Ђћи√ї, только средств на это уйдет больше, чем при пр€мых контактах. Ёксперты, впрочем, соглашаютс€, что любопытной версией €вл€етс€ совместна€ работа с израильскими фирмами при условии, что кроме авионики, »зраиль обеспечит модернизацию бортового радара к авиационным ракетам, которые разрабатывает ”краина. Ёто также весьма затратный путь, но он оправдан, если ”краина будет думать не только о развитии армии, но и сохранении отечественного ќѕ .

ќсобенности российского проекта

Ќе стоит думать, что –осси€ с готовностью будет развивать воздушную компоненту украинской армии. ≈е политика будет умещатьс€ приблизительно в такую формулу ЂЌе потер€ть рынок ”краины, дав как можно меньше в технологическом отношении и при этом прилично заработатьї. ѕоэтому, несмотр€ на по€вившеес€ желание взаимодействовать с украинской стороной в вопросах модернизации парка самолетов ћи√-29, российский проект имеет р€д узких мест.

 роме упом€нутого реэкспорта совместно модернизированных истребителей в целом или отдельных узлов, интегрированных в украинский ћи√-29, –‘ нав€зывает комплексное решение по модернизации. ≈е технический аспект заключаетс€ в готовности –‘ передавать ”краине лишь устаревающие технологии (это, впрочем, характерно и дл€ западных производителей), что заметно сузит экспортные возможности ”краины. ѕозици€ российской стороны четко просматриваетс€ на двух ключевых направлени€х модернизации самолета ћи√-29: усовершенствовании бортового радара и бортового вооружени€. ѕри том, что российска€ сторона фактически не может предложить ”краине современную авионику дл€ истребител€.

ћодернизаци€ бортовой радиолокационной системы Ч Ѕ–Ћ— €вл€етс€ одним из наиболее проблемных решений дл€ ”краины, которое до сих пор не прин€то. Ќыне российска€ корпораци€ Ђ‘азотрон Ќ»»–ї подтверждает готовность передать ’мельницкому заводу ЂЌоваторї производство новой бортовой радиолокационной станции Ђ∆ук-ћЁї, €вл€ющейс€ лишь экспортной версией радара Ђ∆ук-ћї и имеющей более низкие тактико-технические характеристики. Ѕ–Ћ— Ђ∆ук-ћЁї обеспечивает в режиме Ђвоздух-воздухї сопровождение 10 целей и одновременный обстрел четырех из них, а в режиме Ђвоздух-поверхностьї двух целей. ќднако на самом деле передача производства через созданное дл€ этой цели —ѕ Ч «јќ Ђ‘азотрон-”краина-Ќоваторї предполагает лишь крупноузловую сборку радаров без передачи документации и ключевых технологий.

–осси€ недвусмысленно за€вила, что никогда не согласитс€ дать ”краине канал управлени€ ракетами, потому что это несет ей угрозу на рынке. “о есть такой подход свидетельствует, что ”краине предлагают ориентироватьс€ на устаревшее бортовое вооружение и, име€ на своей территории серийный завод по производству авиационных ракет Ђвоздух-воздухї, закупать новые ракеты с активной головкой самонаведени€ (причем, даже не –-77, а экспортные –¬¬-ј≈) в –оссии. “ака€ ситуаци€ сразу делает бессмысленной и бесперспективной работу украинских разработчиков по созданию новой авиационной ракеты с активной головкой самонаведени€.

≈стественно, украинской стороне стоит учесть, что комплектаци€ самолетов ћи√-29 радарами Ќ-010 Ђ∆ук-ћЁї, по сути, устаревша€ модернизаци€, поскольку этот радар €вл€етс€ щелевой антенной решеткой с механическим сканированием луча. ƒл€ ”краины было бы предпочтительнее установить на истребител€х более новый радар Ќ-011 ЂЅарсї, в котором используетс€ фазированна€ антенна€ решетка с электронным сканированием луча и который устанавливаетс€ на самолеты —у-30ћ », собирающиес€ дл€ индийских ¬¬—.  стати, индийска€ сторона также настаивает, чтобы самолеты ћи√-29 , которые будут поставлены дл€ комплектации авианосца Ђјдмирал √оршковї, были оснащены новыми Ѕ–Ћ— ЂЅарсї. —реди преимуществ перед аналогами (американской станции AN/APG-77, предназначенной дл€ истребител€ п€того поколени€ F/ј-22ј), возможность подсчитать количество лопаток в компрессоре двигател€ обнаруженного летательного аппарата и по этому признаку определить конкретный тип силовой установки и, следовательно, тип самого самолета противника. ¬ течение секунды ЂЅарсї способен Ђсоставить портретї п€ти самолетов противника.  роме того, при помощи ЂЅарсаї можно одновременно сопровождать наземные и воздушные цели, что придает самолету характеристики многофункционального.  роме индийских
—у-30ћ », эта Ѕ–Ћ— установлена на борт малазийского самолета —у-30ћ ћ.

—овместна€ работа ”краины с –‘ не предусматривает модернизации и авиационного вооружени€, оставл€€ ”краине альтернативу вооружать свои модернизированные воздушные машины старыми ракетами –-27 или закупать в –‘ ракеты –¬¬-ј≈. ѕравда, одна лазейка есть. –ечь идет о возможности совместить украинскую серийную ракету –-27 с российской активной головкой самонаведени€, котора€ установлена на ракетах –-77 и экспортной –¬¬-ј≈. »зюминка проекта в том, в последние годы ———– активна€ головка самонаведени€ создавалась именно под ракету
–-27, серийно выпускаемую в  иеве. –еализаци€ проекта позволила бы создать одну из самых лучших в мире ракет по дальности (она увеличилась бы до 110 км при том, что ныне она составл€ет на –-27 и –-77 Ч 60-70 км и
80 км соответственно) и одну из самых дешевых ракет (поскольку серийное производство –-27 уже отработано в ”краине).

¬ поисках алгоритма

ƒл€ ”краины, котора€ будет сталкиватьс€ с растущим давлением –‘ в сфере модернизации вооружений и военной техники, идеальным был бы польский подход к решению проблемы: пол€ки потрат€т только в текущем году на закупку нового вооружени€ $ 1,16 млрд. и, среди прочего, закуп€т 8 истребителей F-16, сверх 48, заказанных ранее у Lockheed Martin.

Ќо ключевой цифрой в исходных данных €вл€етс€ Ђ0ї. ”краина в 2006 г. не имеет запланированных ресурсов дл€ модернизации ћи√-29 или закупки других самолетов. Ќе имеет и соответствующей защищенной √оспрограммы. ¬ таких услови€х проект модернизации парка ћи√-29 мог бы рассматриватьс€ как переходный этап перед прин€тием глобального решени€ по авиационным комплексам и средствам ѕ¬ќ. ќн будет иметь смысл при выполнении –‘ нескольких условий.

¬о-первых, реэкспорта. –оссийска€ сторона в лице –—  Ђћи√ї фактически готова прин€ть услови€ ”краины. «а€вив о заинтересованности в подменном фонде истребителей ћи√-29. ¬ыполнение заказов на модернизацию ћи√-29 дл€ третьих стран предусматривает выведение из боевого состава ¬— стран-заказчиков части самолетов, взамен которых необходимо поставить самолеты на временное боевое дежурство. “акой подход не противоречит стратегии продвижени€ на рынках новой техники –—  Ђћи√ї. ћодернизаци€ же украинских ћи√-29 по российской версии с учетом встречной передачи нескольких дес€тков выведенных из боевого состава самолетов самой –—  Ђћи√ї в счет оплаты работ по конструкторскому сопровождению и установки новых систем в процессе модернизации была бы выгодна российской компании. ћеханизм реализации проекта дл€ сторон пон€тен Ч путем создани€ совместного предпри€ти€ между государственными спецэкспортерами. »менно по такой схеме ныне создаетс€ «јќ Ђ—пецсервисї Ч дл€ модернизации «–— —-300 и «–  ЂЅукї.  лючевыми игроками в нем станут уполномоченный Ђ”крспецэкспортомї Ђ”кроборонсервисї и российский ‘√”ѕ Ђ–особоронэкспортї. »де€ Ђфиксї заключаетс€ в использовании оборотных средств этих компаний, а также в упрощении схем приобретени€ комплектующих и наконец, схем реализации Ђизлишковї военной техники на рынках третьих стран.

¬о-вторых, взаимные уступки в технологической сфере.   примеру, ”краина соглашаетс€ на относительно новый радар Ђ∆ук-ћЁї, –осси€ Ч на совмещение активной головки самонаведени€ с украинской ракетой –-27. “огда внешний облик воздушной машины может быть определен как ћи√-29—ћ. Ёто, по всей видимости, вполне устроило бы стороны, а работы могли бы начатьс€ в конце 2006-го Ч начале 2007 года.

¬прочем, российска€ верси€ Ч не панаце€. ѕриемлемой могла бы стать люба€ из упом€нутых версий. ƒаже белорусска€ Ч до уровн€ ћи√-29Ѕћ, признанна€ легитимной –—  Ђћи√ї.

Ќаконец, украинское военно-политическое руководство могло бы активизировать поиск партнеров под конкретные проекты в области модернизации боевой авиации с другим партнером. Ќапример, и разработчики, и эксперты сход€тс€ на том, что вполне возможно создание совместно с ѕакистаном ракеты Ђвоздух-воздухї с активной головкой самонаведени€ под модернизированный самолет Ђћираж-2000ї или пакистано-китайский истребитель JF-17. ѕри этом речь шла бы не только о разработке ракеты, но и адаптации к нему радара западного производства. √овор€т,  итай давно присматриваетс€ к такому проекту...

¬ любом случае, решение по модернизации как ћи√-29, так и средств ѕ¬ќ, должно быть прин€то. » желательно Ч в этом годуЕ

http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/588/52861/