26.12.08 
Госавиаадминистрация подвела предварительные итоги работы авиакомпаний в ноябре-декабре этого года, которые зафиксировали рост пассажироперевозок всего лишь на 1,3% по сравнению с 2007 годом. Масштабы кризиса в отрасли будут заметны в начале следующего года, но уже сейчас ясно, что традиционно низкий сезон для авиаперевозчиков – I квартал года – принесет финансовые убытки украинским компаниям: в ноябре-декабре объем бронирования билетов упал на 30%.

Согласно предварительным данным Государственной авиационной администрации, в ноябре-декабре 2008 года украинские авиакомпании увеличили объемы перевозок лишь на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Объем международных регулярных перевозок упал на 10%, а внутренних – вырос на 7%, не исключено, что в связи с появлением на рынке low-cost перевозчика Wizz Air. Более всего в ноябре-декабре упали международные чартерные перевозки – на 40%, говорят в Госавиаадминистрации. Также по итогам ноября на треть упали грузоперевозки (прогноз по итогам года – 103-104 тыс. т). Как сообщил глава ведомства Александр Давыдов, по итогам года количество перевезенных пассажиров составит примерно 6,17 млн человек (+25% к 2007 году). Пассажиропоток в украинских аэропортах за 2008 год вырос до 10,7 млн человек (рост на 16-17%), объем перевалки грузов и почты – до 53 тыс. т (на 16-17%).

IV квартал года для авиакомпаний традиционно лучший по объему перевозок, но в этом году значительно сократилось количество командировок и поездок на отдых за границу. "Все меньше людей едут на праздники за пределы Украины. Также наши граждане стали меньше пользоваться услугами авиакомпаний",– сказал Александр Давыдов. По его словам, существенно сократились авиаперевозки по традиционным направлениям: Египет, ОАЭ и Турция.
Реальный масштаб проблем в мировой авиаотрасли станет понятен в начале следующего года, но уже сейчас прогнозы для перевозчиков неутешительны. Так, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует на 2009 год убытки авиакомпаний на уровне $2,5 млрд и снижение пассажироперевозок на 3%. Уже в 2008 году чистый убыток мировых авиаперевозчиков составит $5,1 млрд, прогнозируют эксперты IATA. Генеральный менеджер Amadeus (оператор рынка автоматизированного бронирования авиабилетов) Алексей Муровцев говорит, что украинский рынок перевозок в следующем году просядет на 20%. "Только по итогам ноября-декабря объем бронировок билетов упал на 30%",– объясняет он. По словам господина Муровцева, и так традиционно низкий сезон для авиаперевозчиков – I квартал – принесет финансовые убытки украинским компаниям.

В Госавиаадминистрации сообщили, что крупнейшие авиакомпании страны – "Аэросвит" и "Международные авиалинии Украины" (МАУ) – в ноябре снизили перевозки по сравнению с октябрем на 13% и 7,3% соответственно. Впрочем, в пресс-службе МАУ сообщили, что за 11 месяцев количество пассажиров компании выросло до 1,561 млн человек (+17%). В ноябре объем перевозок снизился по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 3,6% – до 108 тыс. пассажиров, коэффициент занятости снизился на 10% (средняя загрузка на борту в ноябре составила 56%). В "Аэросвите" вчера подтвердить данные Госавиаадминистрации не удалось.

Для того, чтобы менее болезненно пережить период спада пассажироперевозок, авиакомпании снижают расходы. "Снижать цены на авиабилеты – путь в никуда, который приведет к падению рентабельности компании. Вместо этого мы снижаем наши удельные расходы: ведем переговоры с лизинговыми компаниями о снижении расценок за аренду самолетов, снижаем количество частот. Например, мы сократили частоты по Лондону",– рассказала Евгения Сацкая из МАУ. Из-за падения цен на авиатопливо, МАУ также снизили топливный сбор: например, на рейсе Киев–Тбилиси сбор сократился на $28 (до $38) за билет, на рейсе Симферополь–Львов – до $2 за билет.

В "Аэросвите" Ъ рассказали, что также провели оптимизацию частот: "К примеру, мы сократили частоты по направлению Будапешт–Варшава, обращали внимание на те, которые дублируются нашими партнерами,– LOT и Malev. Также мы увеличили количество доступных билетов и акционных тарифов из-за снижения пассажиропотока".

Средняя заполняемость на борту украинских перевозчиков и так не превышает 60%, тогда как у международных авиакомпаний этот показатель составляет более 70%, говорят эксперты. Поэтому компании вынуждены проводить оптимизацию маршрутов, уменьшать количество частот и снижать цены на билеты, хотя из-за этих мер самолеты могут простаивать. "Самолет приносит прибыль, только когда летает. Лизинговая плата за Boeing 737 в зависимости от возраста составляет около $150 тыс. в месяц, то есть $5 тыс. в день, не считая плату за обслуживание самолета и стоянку",– отмечает директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава. По его словам, по этой причине "Аэросвит" может отказаться от одного из своих дальнемагистральных Boeing 767 и вернуть его лизингодателю. Источник Ъ в "Аэросвите" подтвердил эту информацию.

Джерело Коммерсант   Автор: ЕЛЕНА Ъ-СИНИЦЫНА