19.01.09 
Донецкий горсовет решил продать свою долю (25,01%) в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Донбассаэро». Комиссия по приватизации данного объекта, проведя свое заседание 9 декабря под председательством начальника управления коммунальных ресурсов Сергея Богачева, утвердила оценочный акт в сумме 1 млн. 860 грн. с «копейками». Именно во столько сегодня оценена муниципальная часть в спешно учрежденном год назад совместном предприятии, вторым владельцем которого является Днепропетровская компания «Аэросвіт» со своими 74,99 %.

ТЫРКА - пpедмет, котоpым воp
пpикpывает pуку во вpемя кpажи.

Словарь воровского жаргона.

Из протокола заседания комиссии ни за что не поймешь, как рождалось это судьбоносное для донецких авиаторов решение. При чтении «документа» нельзя отделаться от стойкого впечатления, что, кроме самого Богачева, остальные 7 членов комиссии просто спали, так и не воспользовавшись своим правом участвовать в обсуждении - типовая форма протокола зияет сплошными прочерками и пропусками. Хотя достоверно известно, что дискуссия между членами комиссии все же имела место, а попытка одного из них переломить ситуацию и затормозить процесс путем убеждения других вылилась даже в небольшую ссору с председателем комиссии. Наличие разногласий подтвердило и голосование: семеро «за» и один – «против». А вместо одной из подписей под протоколом явилось «особое мнение»:

«С решением комиссии не согласен, поскольку не предоставлен для ознакомления сам Акт оценки».

Стало быть, комиссия заседала формально, если членам комиссии предлагалось с кондачка утвердить неизвестно «что», текст которого они в глаза не видели. Странновато, не правда ли?

Чья бы корова мычала, а в исполкоме лучше б молчали

Впрочем, еще большую степень «непонимания» происходящего под собственным носом продемонстрировали и чиновники куда более высоких рангов. Например, сам мэр Донецка Александр Лукьянченко, который 22 декабря «честно» признался тому самому члену комиссии, имеющему отличную от большинства точку зрения, что понятия не имеет не только об утвержденном оценочном акте, но даже о самой «Авиакомпании «Донбассаэро». Когда же голове была предоставлена исчерпывающая информация о том, как руководители предприятия и чиновники тихой сапой игнорировали право трудового коллектива этого предприятия на контроль за реорганизацией и прямое участие в процессе изменения формы собственности, то Лукьянченко в традиционной для себя манере попытался перевести стрелки своего зама Геннадия Гришина, курирующего вопросы предпринимательства и работы предприятий на территории города. Однако, попытка мэра спрятаться от обвинений в свой адрес за чужой спиной, не удалась: вызванный на очную ставку подчиненный обнаружил (по крайней мере, на словах) полное неведение ситуации, сложившейся вокруг донецкой авиакомпании.

Безусловно, пояснить, что происходит с многострадальным авиапредприятием, мог в тот день также приглашенный на ковер Богачев. Но вместо информации по сути чиновник предпочел пойти в наступление на возмутителя чиновничьего спокойствия. И эта его, надо сказать, неадекватная агрессивность выдала городскую власть, что называется, с потрохами. И неизвестно, как бы местечковым властьимущим удалось сохранить хорошую мину при плохой игре, если бы мэра «вдруг» не осенило: он вспомнил, что горсовет, кажется, вернул «Донбассаэро» в собственность Донецкого областного совета!

Правда, Лукьянченко при этом так и «не смог» уточнить, когда и на какой сессии такое решение было принято. Но здесь уже выручил все тот же Богачев, подкорректировавший патрона утверждением, будто горсовет пока только инициирует такую передачу собственности с баланса на баланс. И что, якобы, областным депутатам уже отправлено соответствующее письмо.

Но в таком случае, к чему тогда затевался весь сыр-бор с заседанием специализированной комиссии и столь неуклюжее утверждение акта оценки городской доли собственности? Что-то тут не стыкуется. Где смысл и логика в поведении местных властей?!

Чиновники, как известно, – мастера по сокрытию своих истинных целей и намерений. И, возможно, им бы удалось «замутить» и в этот раз, если бы не засветились в аналогичных ситуациях. Например, когда уже состоялась передача «Донбассаэро» из областной собственности в городскую, тот же Лукьянченко также юлил и отнюдь не сразу подтвердил журналистам сей факт. Помнится, он долго публично путался в названиях при ответах на вопросы журналистов: то ли авиакомпанию, то ли аэропорт свалили ему на голову. Однако, это никак не помешало ему, пока пишущая братия разбиралась в хитросплетениях балансовой приемки-передачи, быстренько распорядиться обретенным по случаю имуществом и скоропалительно учредить пресловутое ООО. Теперь же, как видим, настал черед уже полного отчуждения собственности - в частные руки.

В принципе, иного и не следовало ожидать. Во всяком случае, председатель профкома Профсоюза авиаработников «Донбассаэро» Петр Гармаш предупреждал о возможности именно такого финала с самого начала пертурбаций, затеянных на этом предприятии 5 лет назад.

Манна небесная

Для ясного понимания ползучего процесса прихватизации государственной (а, стало быть, когда-то общенародной) собственности, уместно вспомнить хронологию.

В 2003 году, в бытность председателем Донецкого облсовета Бориса Колесникова (нынче народный депутат Украины, видный деятель Партии регионов, известный как Правая рука – Верный друг Рината Ахметова), под крышей Белого дома на площади Октябрьской была учреждена авиакомпания «Донбассаэро» с мизерным уставным фондом - каких-то 10 тыс. грн.

Несмотря на смехотворность вложенного  в новое предприятие капитала, компания, тем не менее, позарилась на 250 млн. грн, попросив у Фонда госимущества в аренду «Восточные авиалинии Украины». Так называлось государственное предприятие, осуществлявшее пассажирские и грузовые перевозки от аэропорта «Донецк». И как, ни странно, «Донбассаэро» получила согласие: госчинуши даже не озадачились, каким образом столь мелкий арендатор сможет справиться со свалившимся на него, как манна небесная, хозяйством.

Между тем, процесс пошел: на предприятие пришли новые руководители, по большей части, увы, не имеющие не только соответствующей профессиональной специализации, но и должного уровня квалификации. Впрочем, единственной целью, поставленной перед ними, было, по-видимому, обеспечение беспрепятственной смены собственника авиакомпании.

Уже на том этапе реорганизации предприятия у Гармаша, как руководителя профсоюзной организации, возникли разногласия с самим Колесниковым и одним из замов председателя облсовета, курировавшего профильный вопрос. Несмотря на бурные протесты трудового коллектива предприятия, передача его в коммунальную собственность все же состоялась. И что удивительно, аккурат к этому моменту подоспел и специальный приказ Минтранса Украины, по которому полномочный представитель интересов государства добровольно отказался от солидной собственности в пользу карликового «Донбассаэро».

Короче, так воздушные ворота Донбасса были прибраны облсоветом - поближе к рукам, которые, как известно,  ничего не крали. Причем, для удобства и комфорта последующих манипуляций сессия облсовета даже расчленила единое предприятие на два коммунальных: в ведении одного остались наземные постройки и техническая база по обслуживанию самолетов, а другому отошли здание аэропорта и взлетно-посадочные полосы.

Областные власти расчлененку объясняли необходимостью оптимизировать управление имуществом и созданием условий для более эффективного инвестирования в предприятие. Однако, по утверждению Гармаша, ни того, ни другого не произошло. Обещанных 30 млн. из областного бюджета так и не было выделено. А вся «гениальность» нового менеджмента свелась к тому, что между Донецком и Киевом стали курсировать иностранные лайнеры-аэробусы: так пожелала донецкая элита, пришедшая к власти в Киеве. Эксплуатация воздушных гигантов на коротких расстояниях была крайне не выгодна, однако руководство «Донбассаэро» обязали взять в лизинг два самолета, что, в конечном счете, и привело авиапредприятие в долговую яму.

И грянула новая смена собственника. «Донбассаэро», со всем его шлейфом задолженностей, решили опустить еще ниже – передать теперь уже в коммунальную собственность Донецкого городского совета. Того самого, депутаты которого на своих сессиях из заседания в заседание с прискорбием решали вопросы о сдаче в залог других коммунальных предприятий (КП) ввиду их неплатежеспособности. Другими словами, городу хоть бы со своей нищетой управиться, а тут еще одно КП на шею вешают, да еще и такое, у которого долгов больше, чем у бобика блох.

В местную прессу тогда была запущена версия, будто пересадка «Донбассаэро» с одного коммунального баланса на другой коммунальный, только этажом ниже, позволит «донецким» подоить государственный бюджет двумя руками. Дескать, действующее законодательство позволит родному правительству и на новые взлетно-посадочные полосы, и на новый аэровокзал, и на новые самолеты деньжат отстегнуть. И будем мы все – в шоколаде.

И только один Гармаш давал в 2006 году пресс-конференции, пытаясь убедить местную общественность в обратном. По его убеждению, очередную смену собственника затеяли только ради одного: по законодательству городская муниципальная собственность отчуждается гораздо легче и с меньшими препонами, чем областная, региональная. Но никто его не услышал. В том числе и контролирующие органы, которым по долгу службы должно было хотя бы принять во внимание вопиющие нарушения законов, сопровождавшие процесс трансформации формы собственности авиапредприятия. В том числе (а с точки зрения профсоюзного лидера - в первую очередь») - попрание интересов трудового коллектива и права работников предприятия на социальную защиту.

Спустя считанные месяцы пребывания в городской собственности «Донбассаэро» вновь мимикрировало. На этот раз в пресловутое ООО, в котором доля территориальной громады Донецка представляла собой конкретные материальные ценности в виде многоэтажного здания для предрейсовой подготовки полетов и других помещений, а также техбазы, тренажеров и прочего коммунального имущества, а вклад днепропетровского «Аэросвита» ограничился какой-то полумифической, весьма умозрительной интеллектуальной помощью. Парк самолетов же по-прежнему брался у государства в аренду. Впрочем, так это или иначе, не может сказать даже сам Гармаш, ведь сам текст учредительного договора, вопреки требованию профкома, так и не был предоставлен для ознакомления.

Закон один для всех?

Подозрительная таинственность и абсолютная непрозрачность реорганизации предприятия подвигли независимый профсоюз авиаработников оспорить факт создания ООО «Донбассаэро» в суде. В настоящий момент этот иск пребывает уже в высшей судебной инстанции страны. Казалось бы, процесс приватизации в связи с этим обстоятельством должен быть приостановлен, до окончательного решения суда. Особенно с учетом сказочной, на несколько десятков миллионов гривен, капитализации карликового КП «Донбассаэро», виртуозно проведенной за небольшой промежуток времени без каких-либо материальных затрат. Неужели никому нет дела до того, что солидную государственную собственность (существенно, правда, помельчавшую по ходу так называемой «игры в наперстки» - то бишь передачи имущества предприятия с баланса на баланс) окончательно передают в частные руки? Вместе с работниками, которые трудились на нем по 15-20 и более лет, а сегодня бесцеремонно отстранены от возможности участвовать в определении дальнейшей судьбы ими же созданного?!.

О том, что горсовет намерен продать свою долю собственности в ООО, трудовой коллектив узнал из интернета, где в прошлом году промелькнула ссылка на решение одной из летних сессий горсовета. Хотя уж кого-кого, а его о своих приватизационных намерениях собственник должен оповещать в первую очередь и с соблюдением прописанных в законе «О профсоюзах и гарантиях их деятельности» сроков.

Несмотря на то, что летом деловая активность традиционно падает, Гармаш промедления не допустил. Тут же было созвано экстренное заседание профкома, который и принял решение о непременном участии трудового коллектива в приватизации, делегировав в созданную горсоветом спецкомиссию по оценке муниципальной собственности своего представителя.

Обыкновенный подлог

Безусловно, такой поворот событий в планы приватизаторов никак не входил. Именно поэтому в течение нескольких недель в Донецкой мэрии делали вид, будто не получали из «Донбассаэро» соответствующего уведомления ни письменно, ни телефонным звонком.

Между тем, процедура приватизации предусматривает составление комиссией плана действий, которому предшествует тщательный сбор предложений от всех заинтересованных сторон. Причем, эти предложения должны включать сроки и способы приватизации, рекомендуемые формы платежа, размеры пакетов акций по направлениям их реализации, а также меры по обеспечению единства производства и недопущения разрушения целостного имущественного комплекса. Так вот, нанятые профкомом квалифицированные юристы, руководствуясь и опираясь на статьи закона «О приватизации», готовы кому угодно доказать, что без нарушения этих самых единства и целостности предприятия горсоветовскую долю в нем продать невозможно.

Безусловно, в свое время, при создании ООО, мэрия подстраховалась относительно преимущественного права выкупа, которое, согласно уставу ООО, предоставляется его соучредителям.. Однако, за трудовым коллективом законодателем все равно закреплено право на деятельное вмешательство, если в уставном фонде ООО присутствует не только частная собственность. Поэтому профком как полномочный представитель трудового коллектива имеет право не согласиться с планом приватизации, а комиссия обязана эту позицию учесть, пригласив независимого рицензиатора и назначить другого оценщика.

Но, как уже было замечено в самом начале нашего повествования, нормы и требования действующего законодательство были успешно проигнорированы начальником управления коммунальных ресурсов Сергеем Богачевым и его подручными в составе комиссии, и заменены фарсом в виде заседания по утверждению Акта оценки городской доли собственности. А для пущей убедительности на том заседании размахивали сфальсифицированным протоколом не проводившегося в «Донбассаэро» собрания, на котором якобы работники предприятия большинством голосов отказались от претензий участвовать в разделе имущественного пирога. И почему-то нет даже толики сомнений в том, что такой подлог документов был санкционирован на самом высоком уровне.

Разговор с мэром Донецка 22 декабря и был для Гармаша той последней, отчаянной попыткой достучаться до людей, принимающих решение. Тем более, что профлидер инициировал такой разговор не раз и не два, да только Лукьянченко отважился на встречу лишь тогда, когда, в общем-то, все уже было решено. И, тем не менее, Гармаш надеялся переломить ситуацию, вернуть процесс в законное русло. Ну, не может же быть так, что б городская власть бесцеремонно нарушала законодательство о приватизации и не испытывала при этом угрызений совести?!

Ну и что? Каким получился результат этой встречи?

Нет человека – и «ноу проблемс!»

Заместитель мэра Геннадий Гришин на прощание, уже в дверях кабинета, выразил Петру Гармашу свое восхищение: мол, впервые сталкивается с профлидером, который так близко к сердцу принимает интересы трудового коллектива и неустанен в борьбе за соблюдение законности! Только вот когда председатель профсоюзной организации вернулся на предприятие, «вдруг» выяснилось, что его рапорт об отсутствии на рабочем месте не был вовремя передан в службу главного механика. Что послужило основанием для генерального директора «Донбассаэро» Александра Гречко обвинить Гармаша, отсутствовавшего в течение 3-х часов на рабочем месте по причине аудиенции у городского головы, в совершении прогула. Даже объяснительная, в которой сотрудник, промешкавший с передачей рапорта профсоюзного лидера на стол начальника, лично признал свою вину, а не Гармаша, не помогла: генеральный директор предприятия, на полном серьезе, обратился к руководству Конфедерации свободных профсоюзов Украины, как к вышестоящей профорганизации, с просьбой дать согласие на увольнение защитника интересов трудового коллектива … за прогул!

Естественно, что никто такого согласия не дал, ввиду явной притянутости за уши мотива увольнения. И юридическая служба КСПУ со знанием дела обосновала, почему расценивает желание уволить Петра Гармаша как элементарную расправу с активным профлидером. За то, что он, вопреки личному спокойствию, не щадя даже собственного здоровья, хочет защитить простых людей, с одной стороны, от правового нигилизма властей, а с другой – от всякого рода ловкачей, поднаторевших на игре в наперстки с плохо лежащим добром и имуществом.

Джерело PRO-TEST   Автор: Екатерина ФУРМАНЮК]

Крайні матеріали на тему