23.02.09 

Прошедший год стал убыточным для многих отечественных авиакомпаний.

Особенно подкосил авиаперевозчиков последний квартал 2008 года. Именно в октябре-декабре загрузка некоторых рейсов снизилась на 40%. Хотя в целом по году объем авиаперевозок вырос на 25%.

Среди отчитавшихся наибольшие потери понесла авиакомпания “Днеправиа”. Ее чистый убыток в 2008 году увеличился в 33 раза и составил 215 миллионов гривен. С небольшим плюсом удалось закончить 2008 год авиаперевозчику “Роза ветров”. По сравнению с ними гораздо лучше обстоят дела в МАУ. Несмотря на серьезные убытки в IV квартале прошлого года, компания задекларировала свыше 43 миллионов гривен прибыли.

По мнению экспертов, 2009 год выдастся для перевозчиков еще более тяжелым.

На данный момент еще не все авиакомпании опубликовали финансовые результаты своей работы за 2008 год. Из тех, кто отчитался, наибольшие потери понесла авиакомпания “Днеправиа”. Ее убытки потянули на 215 миллионов гривен.

Основное падение прибыли у компании пришлось на IV квартал. Так, за октябрь-декабрь ее чистый убыток вырос практически в 26 раз — до 133,7 миллиона гривен. “Это связано со значительными выплатами по кредиту за закупленные ими при помощи ПриватБанка самолеты Embraer-145 и Boeing-737, — поясняет начальник аналитического отдела инвестиционной компании “Сократ” Константин Степанов. — Поскольку кредиты на покупку транспорта они брали в долларах, то резкая девальвация гривни (почти 60% за 2008 год.) только усугубила долговую нагрузку”.

По словам директора Центра экономического и политического анализа Александра Кавы, “Днеправиа” поплатилась за свою непродуманную политику. “На сегодняшний день у компании больше самолетов, чем у “АэроСвита”. К тому же сеть они существенно не расширили. Компания неэффективно использует самолеты”, — поясняет Кава.

При этом эксперт допускает, что расширение авиационного парка может быть продиктовано желанием владельца “Днеправиа” бизнесмена Игоря Коломойского получить в собственность аэропорт в Днепропетровске.

В плюсе только один

Авиакомпании МАУ удалось закончить год с прибылью в 17,3 миллиона гривен. В то же время ее размер сократился в 3,2 раза по сравнению с предыдущим годом. Падение доходности компании также пришлось на IV квартал. Убыток компаний в октябре-декабре составил 25,2 миллиона гривен против 43,7 миллиона прибыли за аналогичный период в 2007 году.

По оценке Александра Кавы, среди крупнейших авиаперевозчиков Украины финансовые результаты МАУ будут наиболее удачными. “Авиакомпания развивалась эволюционным путем, пытаясь максимально увеличить пассажиропотоки на тех рейсах, которые уже есть. Поэтому средняя наполняемость рейсов у МАУ была намного выше, чем у “АэроCвита”, — утверждает эксперт.

Авиаперевозчик “Роза ветров” в 2008 году также смог уйти в небольшой плюс. Как сообщил директор компании Владимир Каменчук, прошлый год компания закончила с прибылью около миллиона гривен.

“За последние 10 лет в 2008 году наблюдался самый большой рост авиаперевозок, но лишь до ноября, потом начался резкий спад”, — констатирует Каменчук. Несмотря на это, в 2009 году авиакомпания планирует открыть новые рейсы. “В ближайшее время мы рассматриваем открытие рейсов из Киева в Ашхабад и Ташкент, и несколько позднее — из Львова в Москву и Стамбул”, — сообщил Владимир Каменчук.

Кто выживет в следующем году

Эксперты утверждают, что в 2009 году авиакомпаниям придется бороться за рынок.

По оценкам Владимира Каменчука, в 2009 году стоит ожидать спада пассажирских авиаперевозок в пределах 25-50% по сравнению с прошлым годом. “Думаю, что в этом году авиакомпании будут больше работать над удержанием доли рынка, повышением качества услуг, вводом новых продуктов”, — считает он. В то же время, по словам директора “Розы ветров”, в случае улучшения экономической ситуации перевозчики смогут выйти на уровни прошлых годов уже за 2-3 месяца.

Однако, по прогнозам Константина Степанова, ожидать чего-либо позитивного на рынке в 2009 году не приходится. “Скорее всего, на этом рынке будут в выигрыше только лоукост-перевозчики, которые за счет более низких цен будут оттягивать пассажиров у крупных перевозчиков, усугубив плачевное финансовое положение последних”, — резюмирует эксперт.

Джерело Дело   Автор: Ольга ДЖЕЛЕБОВА