05.03.09 
«Программу повышения эффективности функционирования Закарпатского областного коммунального предприятия« Международный аэропорт «Ужгород» на 2009-2012 годы приняли на последней сессии областные депутаты. Она предусматривает: при условии перевыполнения плана поступлений доходов в общий фонд областного бюджета областная администрация должна рассмотреть вопросы финансирования мероприятий, предусмотренных программой на этот год.

В следующем же году, и вплоть до 2012 включительно, расходы на эту программу должны закладываться в областной бюджет. На этот год программой предусмотрено выделение из областного бюджета 280 тыс. грн.
Так очередной раз областные депутаты позаботились о единственном на Закарпатье аэропорт. Когда-то, в 2000-2001 годах, стараниями их предшественников, он перешел в областную коммунальную собственность и регулярно освобождался от уплаты части налога за землю, которая принадлежит областному бюджету. Со времени принятия аэропорта в общую собственность территориальных громад Закарпатской области здесь начали выплачивать и постепенно повышать зарплаты, сделали ремонт взлетно-посадочной полосы и обновление помещений аэропорта.

Однако совсем иное отношение к аэропорту нынешних городских депутатов Ужгорода. Ведь они верны мэру Сергею Ратушняка, который дышать не может, сознавая, что несколько десятков гектаров еще не подерибаненой земли находятся в черте города. Сначала Сергей Николаевич пытался задушить аэропорт финансовой удавкой - требуя в полном объеме выплачивать Ужгороду за аренду земли. Хотя во всем мире аэропортам в этом идут на уступки, ведь земля нужна не столько непосредственно для них, как для окружающей среды. Поскольку это не помогло, Ратушняк решил выжить аэропорт силами горожан, которым раздал вблизи него земельные участки.

На прошлой неделе Сергей Николаевич очень рассердился на один из украинских телеканалов - ICTV, который «посмел» на всю Украину рассказать, что аэропорт могут закрыть, поскольку вокруг него розданы земли и ведется интенсивное жилищное строительство. Ответить Ратушняк решил в подконтрольной себе печатной местной прессе. Гневными письмом. Это как, например, сельскому священнику пожалеться на то, что Бог дает слишком суровую судьбу. При этом абсолютно не скрывая, откровенно и цинично мэр Ужгорода апеллирует к известным лицам, которые хотя и живут в этом микрорайоне, но не имеют отношения к аэропорту. Даже письмо он адресует Президенту Виктору Ющенко, а также «председателю Конституционного суда А. Стрижаку, генералу СБУ М. Кушниру, судьям Закарпатского апелляционного суда М. Машкаринцю, Лесьо, 3437 жителям Ужгорода, проживающим в районе аэропорта». И отмечает, что недавно земли «выделенные вашим же коллегам из прокуратуры, судов, СБУ». Так в своих интересах «отец» и «защитник» Ужгорода и ужгородцев в очередной раз пытается столкнуть людей лбами.

Кстати, участки получили те, кого «потянуло» к земле в прошлом году. Хотя еще не обеспечены участками люди, которые ждут их с начала независимости Украины и в прошлом году на громкие призывы мэрии пришли снова перерегистрироваться в очереди. Согласно решению № 873 от 31 октября прошлого года раздавали участки даже по несколько на семью. В списке 30 тех, кто получил, есть немало людей с «почему-то» одинаковыми фамилиями и еще с одинаковыми адресами проживания.

Всем новым владельцам участков рассказывали, что аэропорт доживает последние дни. А то, чем соседство с ним угрожает - не предупреждал никто. Одно дело, что аэропорт уже не может полноценно функционировать, потому что несколько многоэтажек строят на оси взлетной полосы, за полторы сотни метров от нее. Поэтому, как сообщил телеканал, пришлось изменить курс посадки самолетов и безопасно приземлиться они могут, лишь залетевши в Ужгорода со стороны соседней Словакии. Но это крайне опасно и для здоровья новоявленных латифундистов. Ведь рядом с выделенными людям участками объекты радиолокационной системы посадки, метеостанции, состав с топливом для самолетов. Территория аэропорта, под землей которого на глубине почти один метр проходят высоковольтные 10-киловатные кабели питания. Они идут к городской больницы, поликлиники и пограничной заставе. Возводить дома над кабелями - запрещено. Но самая большая беда - излучения радиолокаторов. Никаких зданий в радиусе 200 метров там быть не может. Не то, что жилых домов, объясняет руководство аэропорта. И добавляет, что УЖГОРОДСКАЯ власть, выделяя приаеродромные земли под застройку, должна была согласовать свои действия с аэропортом и Государственным авиаадминистрацией. В горсовете же отвечают, что с временными пользователями ничего согласовывать не собираются. Хотя на самом деле имеют в виду: они нам не платят, а за розданные участки получаем реальный кэш.

Областная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям запретила возведение домов рядом с аэропортом. И обязала закарпатских экологов, санэпидемиологов и эмчээсников провести повторную экспертизу проектов выделения земли на приаеродромной территории. «Закарпатской региональной филиала центра земельного кадастра указано приостановить выдачу сертификатов на землю до того времени, как будут вынесены повторные заключения экспертизы. Далее вопрос будет рассматриваться в законодательном русле », - сказал телеканалу член комиссии, в.и.о. начальника управления промышленности и развития инфраструктуры Закарпатской ОГА Владимир Католик.
Он добавляет, что УЖГОРОДСКАЯ горсовет, раздав земли рядом с аэропортом, нарушила целый ряд законодательных и нормативных документов. В частности, статьи Воздушного и Земельного кодексов Украины. А еще - Положения об использовании воздушного пространства Украины. Известно, что руководство области обратилось с письмом к главному прокурору Закарпатья с просьбой опротестовать решение Ужгородского городского совета относительно выделения под застройку земельных участков на приаеродромных территориях предприятия ЗОКП «Международный аэропорт« Ужгород».

История переполнена трагическими случаями, когда самолеты падали на жилые дома, в том числе и в зонах, прилегающих к аэропортов. В прошлом году самая масштабная Авиакатастрофа такого типа произошло в США - пассажирский самолет упал на жилой дом в городе Баффало в штате Нью-Йорк. Погибли сорок четыре пассажира и четыре члена экипажа, местный житель, несколько получили травмы. В конце 2007 года небольшой чешский самолет упал за триста метров от жилых домов вблизи Жулян, т.е. почти в Киеве.
При разумном отношении и эксплуатации аэропорт «Ужгород» крайне необходим Закарпатью. Один уже, можно сказать и так умер - Мукачевский военный аэродром. Ужгородский же, кроме рейсовых самолетов, принимает и чартерные, в том числе и маленькие частные самолеты. Это, в частности, удобно для инвесторов, которые посещают нашу область и для доставки грузов на их предприятия, работающие на Закарпатье. Аэропорт отнесены к категории горных и он может принимать воздушные суда как по обычной погоды, так и в сложных метеоусловиях.

Чрезвычайно важное значение аэропорта еще и в том, что наша область относится к опасным в плане природно-техногенных катастроф. И как раз во время наводнений 1998 и 2001 годов из аэропорта в самом отдаленном пострадавшие районы отправлялись гуманитарная помощь, специалисты. В 2001 в Ужгородский аэропорт самолеты «Геркулес» из Нидерландов за 5 рейсов доставили на Закарпатье 4 мощные насосы, которые помогли в откачке воды в подтопленных районах, что уменьшило разрушения человеческих жилищ и материальные убытки.

В конце концов, мы же стремимся сделать наш край туристическим, а чтобы отдыхающие могли к нам доехать - легче, дешевле, быстрее и реалистичнее развивать аэропорт, чем сделать через горы качественную железную дорогу. Перспектива, что даже за несколько лет по железной дороге во Львов будем ездить быстрее, чем за 7-8 часов, а до Киева за 17-18 - очень призрачная.

Так неужели правоохранители не остановят мэра Ужгорода, который ради личной ежесекундной выгоды чихает на здоровье 3,5 тысяч закарпатцев и на будущее нашего края?

Источник Старый Замок "Паланок"   Автор: Руслан Ковальчук