14.04.09 
За 2008 г. в мире обанкротилось 40 авиакомпаний, среди которых не оказалось ни одной украинской. До последнего времени отечественным авиаперевозчикам удавалось справляться с проблемами самостоятельно. Но им приходится постепенно освобождать небо для иностранных компаний, особенно, лоу-костов.

Мировой финансовый кризис осложнил и без того проблемный для мировых авиакомпаний 2008 г. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) почти половину убытков ($4 млрд.) авиакомпании понесли только в четвертом квартале 2008г., при том, что за весь год отрасль недосчиталась $8,5 млрд. По прогнозам ассоциации, в 2009 г. авиакомпании потеряют $4,7 млрд. Также IATA прогнозирует снижение объема выручки от авиаперевозок в текущем году на $62 млрд. до $467 млрд., что на 11,7% меньше в сравнении с прошлым. В частности, для европейских авиаперевозчиков спрос в 2009г. снизится на 6,5%, что выльется в убыток размером $1 млрд.

По мнению главного исполнительного директора Etihad Airways Джеймса Хогана, на фоне глобальной рецессии и падения объемов воздушных перевозок, общемировой тенденцией в этом году станут слияния и поглощения авиакомпаний. Необходимость консолидации европейской индустрии пассажирских авиаперевозок обусловлена также и стремительным ростом количества лоу-костов, которое провоцирует низкую заполняемость рейсов в других авиакомпаниях.

Несмотря на общемировой спад, авиакомпании Украины в течение прошлого года заявляли о значительных прибылях и большом спросе на свои услуги. Однако сегодня ситуация ухудшилась и у них: снизилась активность постоянных клиентов, оставшиеся же экономят на полетах.

Отечественные авиакомпании занимают 43% всего украинского рынка авиаперевозок. При этом лидерами по итогам 2008г. стали «Аэросвит» – 29,307 тыс. полетов, «МАУ» – 17,416 тыс. и «Днипроавиа» – 11,016 тыс.

Структура рынка авиаперевозок отечественных авиакомпаний в 2008 г.:

8091.jpg

Данные: Аэросвит

Среди иностранных авиакомпаний лидерами стали Emirates (ОАЕ) – 14,793 тыс. рейсов, Lufthansa (Германия) – 14,668 тыс., Aeroflot-Russian Airlines (Россия) – 12,414тыс., Austrian Airlines Oesterreichische Luftv (Австрия) – 10,668 тыс., Turkish Airlines (Турция) – 10,606 тыс. и British Airways (Великобритания) – 9,969 тыс.

Иностранные компании привлекает в Украину прежде всего большой потенциал рынка и высокие цены на авиаперевозки. Разница в цене на аналогичные по расстоянию перелеты внутри Европы и из Украины в Европу составляет от 30 до 50%. Поэтому они продолжают активно открывать новые рейсы, например, с 30 марта начал работать маршрут Львов — Мюнхен — Львов, обслуживаемый авиакомпанией Lufthansa. В планах же авиакомпании «Визз-Эйр Украина» на этот год перевезти 600-700 тыс. пассажиров пока что двумя имеющимися у них самолетами.

Тем временем, по данным Госавиаадминистрации, объем авиаперевозок в Украине в первом квартале 2009г., по сравнению с первым кварталом 2008г. упал на 22%. Международные перевозки снизились на 24%, а регулярные - на 7%. В то же время, Минтранс сообщает, что самый тяжелый период для отрасли еще не наступил. По оптимистическому прогнозу, в 2009г. объем авиаперевозок, по сравнению с предыдущим годом снизится на 12-15%, по пессимистическому - на 25%. Это вынуждает авиакомпании искать возможные внутренние резервы для сокращения непрофильных и некритичных расходов и отсрочивать возможные закупки.В связи с падением пассажиропотока, крупнейший авиаперевозчик Украины «Аэросвит» начинает привлекать самолеты меньших размеров. Так, в апреле будет запущен пассажирский Ан-148-100 на 68-85 пассажиров, который возможно в дальнейшем, при урегулировании всех правовых и технических вопросов, выйдет и на международные рейсы. В целях экономии компания планирует снизить частоту полетов по некоторым рейсам. Например, в Афины - с 6 до 4 дней в неделю, в Санкт-Петербург - с 5 до 3 дней, в Симферополь - с 5 до 3 рейсов в день. Также «Аэросвит» намерен в течение этого года сократить 20% сотрудников, а многих из оставшихся перевести на короткий рабочий день. Сокращения запланированы и в «Донбассаэро».

МАУ откорректировала цены билетов в зависимости от протяженности полета. Стоимость дальнего чартерного перелета в Таиланд или Китай подешевела на 30-40%. Билет же в страны поближе - Турцию или Египет - стал дешевле на 10%. В целом же количество чартерных рейсов по некоторым данным сократилось вдвое.

Положительным последствием кризиса стало снижение цены на авиатопливо до $50 за баррель, что способствует экономии средств авиакомпаний. Таким образом, если в 2008г. доля топлива в общих расходах авиакомпаний занимала 32%, то в текущем – снизится до 25%. Учитывая же существенное снижение объема пассажиро- и грузоперевозок, которые в этом году, по прогнозу IATA, уменьшатся на 5,7% и на 13% соответственно, снижение цены на нефть только смягчит падение спроса на авиаперевозки.

Впрочем, стоимость авиатоплива в Украине на 20-40% выше, чем за рубежом. Причина дороговизны – прежде всего, в монополии на поставки авиатоплива, которую между собой делят «Кребо» и «ЛУК-Авиа Ойл». Также из-за несовершенных бюрократических процедур проходит много времени с момента покупки топлива, до тех пор, пока будут оформлены все необходимые документы. Все это мотивирует отечественные авиакомпании заправлять свои самолеты в Европе. МАУ, например, покупает в Украине только 35% необходимого топлива, но, учитывая то, что купленное за рубежом авиатопливо необходимо перевозить в Украину – выигрывает на разнице цен компания немного.

Мировая тенденция к консолидации авиакомпаний не обошла и Украину - к действующему с 2007г. стратегическому альянсу «Донбасаэро» и «Аэросвита», теперь добавится партнерство авиакомпаний МАУ и «Роза Ветров». Они будут продавать «сквозные» авиабилеты на рейсы друг друга по действующему тарифу. У МАУ развитая сеть рейсов по Украине, а «Роза Ветров», используя высокий транзитный потенциал среднеазиатских направлений, открыла рейсы между Украиной и Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном. МАУ также практикует несколько нестандартный для Украины способ привлечения пассажиров, определив ряд рейсов на музыкальные фестивали и концерты в Европе по сниженным ценам.

Предложения же авиакомпаний поддержать отрасль правительство пока что оставляет без ответа. Так, «Аэросвит» выступил с рядом инициатив, среди которых внедрение механизма госгарантий при кредитовании авиаперевозчиков. Также компания просит правительство учредить приоритетный возврат авиакомпаниям задолженности по НДС, а поставки товаров и услуг для авиакомпаний в 2009-2010 гг. и вовсе освободить от налога. Во избежание влияния колебаний курса валют перевозчики просят установить аэропортные и аэронавигационные сборы в национальной валюте для полетов внутри Украины.

Джерело УМГК   Автор: Антон Филатов