08.06.09 
2 июня на Украине произошло событие, являющееся знаковым и переломным не только для авиационного комплекса Украины, но и для определения облика гражданского самолетостроения на просторах всего Содружества на среднесрочную перспективу.

Выход на внутренние рейсы первого украинского самолета нового поколения Ан-148, обладающего без преувеличения уникальными тактико-техническими характеристиками, стал истинным праздником авиации новой эры.

Участники российско-украинской кооперации сумели быстро и качественно справиться с задачей создания нового регионального пассажирского самолета, ничем не уступающего зарубежным аналогам. Отличительной особенностью лайнера является и его коммерческая привлекательность для заказчиков: соотношение цена-качество Ан-148 вне конкуренции. По расчетам премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, на протяжении 5 лет заказы на производство украинских самолетов Ан-148-100 (базовая модель) оцениваются на сумму около 5 млрд.долларов. Нужно отметить, что это не фантастическая цифра, если учитывать нарастающий интерес, проявленный к творению российских и украинских конструкторов. 
 
 «Этот день является действительно знаковым для гражданской авиации. Первый на постсоветском пространстве пассажирский самолет нового поколения с реактивными двигателями выходит на внутренние регулярные рейсы», - отметил министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский во время брифинга в международном аэропорту «Борисполь». Перед отлетом самолета в Харьков – из «Борисполя» летательный аппарат осуществил первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Харьков-Киев. Ан-148 является первым реактивным пассажирским самолетом, результатом совместного упорного труда российских и украинских специалистов в области самолетостроения. Исходя из своих технических показателей, этот летательный аппарат, равно как и другая среднемагистральная машина – самолет Ту-334, сконструированный Игорем Калыгиным и прошедший все испытания, смогут составить достойную конкуренцию самолетам аналогичного класса:  Embraer-175 (Бразилия) и Bombardier CRJ 705 (Канада).

Ан-148 предназначен для пассажирских перевозок на региональных и ближнемагистральних авиалиниях дальностью до 5100 км. Безусловным преимуществом машины является то, что она может базироваться на взлетно-посадочных полосах с искусственным покрытием, а также на подготовленных грунтовых полосах, расположенных до 1500 метров над уровнем моря, при любых климатических условиях. Крейсерская скорость полета самолета составляет 780-850 км / ч, а крейсерская высота полета - до 12,2 км. Современное пилотно-навигационное и оборудование радиосвязи, использование многофункциональных индикаторов, электродистанционных систем управления полетом самолета позволяют использовать лайнер на любых воздушных трассах, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на маршрутах с высокой интенсивностью полетов. При этом в любых условиях полета поддерживается уровень комфорта экипажа и пассажиров.
 
При разработке самолета удалось достичь наиболее рациональной компоновки за счет выбора оптимального состава сервисных помещений. Произведена глубокая эргономичная оптимизация общего и индивидуального пространства пассажирского салона. Лучшим мировым аналогам соответствуют дизайн и подбор материалов интерьера. Рационально подобранная длина пассажирского салона и размещение пассажиров в ряду по схеме 2+3 позволяют авиакомпании-эксплуатанту  комбинировать различные компоновки в диапазоне 68-85 пассажиров с салонами эконом, бизнес и первого класса. Сертификация типовой конструкции самолета длилась три года и была завершена 26 февраля 2007 года изданием сертификата типа Украины и Межгосударственного Авиационного Комитета. Сертификационный базис для самолета Ан-148-100 разработан с учетом всех европейских норм летной годности для такого класса самолетов - CS-25. Объем доказательной документации составил около 300 документов, изданы также сертификаты типа на двигатель Д-436-148 (разработки КБ «Прогресс» и производства ОАО «Мотор Сич») и вспомогательную силовую установку АИ-450МС. Примечательно, что процесс проектирования и подготовки к производству самолета пошагово велся с привлечением заинтересованных в эксплуатации Ан-148 авиакомпаний.  

В результате приложения комплексных усилий, как со стороны разработчиков, так и со стороны производителей планера и силовой установки для летательного аппарата, на свет появился, как метко его охарактеризовал генеральный конструктор АНТК им. Антонова Дмитрий Кива, «летающий суперкомпьютер». «Самолет спроектирован как единый цифровой информационный комплекс. Все системы двигателей, оборудование самолета объединены в единый цифровой комплекс. Практически этот самолет - летающий суперкомпьютер. Все современные технологии, которые сегодня существуют, объединены в этом самолете», - сказал конструктор. В полной мере цитата по Дмитрию Киве соответствует уровню двигателя Д-436-148, обеспечивающего надежность летательного аппарата. Он является очередной модификацией двигателей Д-436Т1, устанавливаемых на пассажирские самолёты Ту-334, и соответствует как действующим, так и перспективным требованиям норм ИКАО к авиационным двигателям по шумам и выбросам вредных веществ. Низкий удельный расход топлива, малая удельная масса, высокая надёжность, обусловленная многолетним опытом эксплуатации двигателя Д-36 аналогичного класса, низкие уровни шума и эмиссий – все эти качества делают Д-436-148 оптимальным вариантом для установки на новый Ан-148.
 
Но самое главное, этот двигатель поразительно прост в обслуживании и обладает высокоэффективной системой контроля и диагностики. По данным на 1 июня 2009 года, представленным на Межгосударственном координационном совете по сотрудничеству в области авиационного двигателестроения России и Украины (кстати, проведение МКС в Запорожье символично совпало по дате с полетом Ан-148 по маршруту Киев-Харьков-Киев), в 2008-2009 г.г. поставлено 10 двигателей. В течение этого года будет дополнительно изготовлено 12 штук Д-436-148 для Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), которое наряду с «Авиантом» освоило серийное производство самолета Ан-148 и расширяет свои производственные планы в связи с повышенным спросом на российско-украинский летательный аппарат. Весьма важную роль в бесперебойном производстве регионального лайнера играют лизинговые механизмы, предложенные и реализуемые компанией «Ильюшин Финанс Ко».  

Впрочем, первая полетевшая по маршруту машина как зеркало успеха российско-украинской кооперации налагает на ее участников еще большую ответственность за производимые летательные аппараты. Ожидается, что к
концу 2009 года с конвейера в Киеве сойдет вторая машина, третья и четвертая готовы на 70% и 30% соответственно, поэтому, скорее всего, взлетят уже в будущем году. Между тем, портфель заказов только со стороны авиакомпании «АэроСвит-Украинские авиалинии», в чью эксплуатацию совместно с АНТК им. Антонова попал первый Ан-148, уже сейчас составляет 10 машин. С их помощью крупнейший украинский перевозчик рассчитывает выполнять как внутренние, так и международные рейсы. Кроме того, самолетом 21 века живо интересуются и компании-перевозчики государств-партнеров Украины по СНГ. Первым претендентом на закупку летательного аппарата стал Казахстан, чьи официальные власти анализируют количественную потребность в региональном самолете такого класса.
 
А вот авиакомпания правительства Москвы – «Атлант-Союз» - взяв курс на использование отечественных самолетов, объявила о покупке 30 самолетов Ан-148 воронежского производства. Причем, это решение продиктовано не патриотизмом и понуждением к нему с чьей-либо стороны, а объективным анализом, который провели столичные чиновники, посетив ВАСО и воочию познакомившись с производственным процессом. Их «вердикт» был безапелляционным: только Ан-148, поскольку аппарат превосходит по главным характеристикам машины аналогичного класса.   «Хорошая дальность, хорошая емкость, прекрасная авионика, независимость практически от внешних условий, посадка категории три А, в перспективе - возможность автономной работы без трапов. В целом наши ощущения - что машина нам подходит», - заявил генеральный директор московской авиакомпании Евгений Бачурин. Ожидается, что в следующем году Москва получит два Ан-148, а потом ей начнут поставлять по 10 самолетов в год. 

Итак, первая серийная машина, уже принимающая пассажиров на внутренних авиалиниях Украины, является квинтэссенцией заделов, технических и технологических возможностей научных и производственных площадок по обе стороны российско-украинской границы и является наглядным подтверждением простого тезиса: грамотная техническая и экономическая кооперация лидеров отрасли способна выдавать прорывные продукты. Они необходимы не только с точки зрения сохранения и передачи будущим поколениям опыта отечественных научных школ, а также для обеспечения загрузки предприятий отрасли, но и с точки зрения национальной безопасности. А она теряется как раз в тот момент, когда наш рынок начинают поступательно заполонять иностранные образцы тех же летательных аппаратов. Если такое случатся, страна на десятилетия перестает быть самодостаточной, технически, технологически и экономически независимой. Именно поэтому серьезная претензия Канады и Бразилии на львиную долю рынка региональных самолетов не может не настораживать других крупных игроков, имеющих потенциал для производства надежных лайнеров для региональных и среднемагистральных перевозок.
 
Традиционно одним из ключевых претендентов на евроазиатские перевозки (устоявшаяся территория присутствия) является авиационная Россия, и ее основной партнер по производству авиационной техники и силовых установок на постсоветском пространстве – Украина. В условиях жесточайшей конкуренции за влияние на рынок региональных лайнеров целесообразна консолидация потенциалов участников российско-украинской кооперации, доказавшей свою гибкость, эффективность и высокую конкурентоспособность. А главное, предприятия-разработчики и производители современной авиационной техники (например, Ан-148) на новой технологической основе имеют уникальный опыт серийного выпуска самолетов, чьи конструкционные особенности позволяют менять количество пассажирских мест в большую или меньшую сторону. 

Альянс активных участников проекта Ан-148 весьма широк и уникален - КиГАЗ «Авиант», ВАСО, ГП «Ивченко-Прогресс», «Мотор Сич», ММПП «Салют», УМПО, «Авиаприбор-Холдинг» (объединенный с корпорацией «Аэрокосмическое оборудование» в «Российский Авиаприборостроительный Альянс») и «Ильюшин Финанс Ко». Его отличительной особенностью является то, что, за исключением мелких деталей, все комплектующие целиком и полностью изготовлены отечественными товаропроизводителями, руками наших специалистов, которым принадлежат и авторские права, и продукты интеллектуальной собственности. И можно много спорить на тему российско-украинского партнерства в высокотехнологической авиационной сфере в свете геополитических структурных изменений, но против свершившегося факта (Ан-148 полетел и спрос на него реальный) даже заядлым скептикам возразить нечего. А правда состоит в том, что выстроенное десятилетиями партнерство, прозрачные взаимоотношения, наличие устоявшихся (с тенденцией к расширению за счет стран, не воспринимающих западное) рынков реализации, а также полное понимание технических подходов друг друга, делает партнерство внутри данной кооперации единственно выгодным и возможным. Более того, только такая связка способна в полной мере обеспечить сохранение суверенитета, то есть неделимость производственно-технологических и экономических связей, что является залогом национальной безопасности.

Источник Авиа.ру