08.10.09 
В парламенте зарегистрирован законопроект, предлагающий узаконить ответственность украинских авиаперевозчиков перед пассажирами за задержку или полную отмену рейсов.

В частности, документ обязывает перевозчиков выплачивать компенсации пассажирам за отмену рейса, кроме случаев, когда они были предупреждены об этом заранее. Размеры компенсации составят от 250 до 600 евро в зависимости от дальности рейса. В авиакомпаниях утверждают, что они выплачивают компенсации пассажирам, но лишь в странах Евросоюза.

Вчера на сайте Верховной рады был опубликован текст законопроекта "О защите прав авиапассажиров в случае отказа в посадке, отмены или задержки их авиарейса". Его авторами являются народные депутаты Александр Фельдман и Олег Гейман (оба – БЮТ). В документе прописаны ситуации, при которых авиаперевозчик обязан выплатить пассажиру компенсацию за отмену рейса, помимо возмещения стоимости билета. В случае принятия законопроекта парламентом, его действие будет распространяться на пассажиров, отправляющихся из любого украинского аэропорта, а также на пассажиров, отправляющихся из другой страны в Украину, если рейс выполняет украинский авиаперевозчик.
В частности, компенсация должна выплачиваться, если об отмене рейса пассажира не уведомили как минимум за две недели до запланированного времени отправления. Размер компенсации может составлять 250 евро на рейсах протяженностью до 1500 км, 400 евро – на рейсах 1500-3500 км и 600 евро – на рейсах протяженностью свыше 3500 км. Сумма может быть вдвое меньше, если перевозчик предложил пассажиру пересесть на другой авиарейс (при этом пассажир не должен доплачивать за билет или другой класс в салоне самолета). Кроме того, законопроект предусматривает за счет авиаперевозчика бесплатное проживание в отелях пассажиров, чей рейс был задержан на сутки и более.

Впрочем, документ учитывает ряд ситуаций, при которых авиакомпании не несут ответственности перед пассажирами за отмененные рейсы. Например, в случае политической нестабильности, несовместимости метеорологических условий с выполнением рейса и рисков неисправности самолета. Включены в этот перечень и забастовки. Напомним, на прошлой неделе из-за забастовки пилотов авикомпания "Аэросвит" была вынуждена отменить и задержать около 14 рейсов (см. Ъ от 29 сентября). "Когда была забастовка, все наши пассажиры получили компенсации. Однако сумму компенсаций, выплаченных нами, я не могу назвать",– отметил вчера директор по связям с общественностью "Аэросвита" Владимир Гайдаш.

Как сказал помощник-консультант народного депутата Александра Фельдмана адвокат Александр Мысенко необходимость такого закона вызвана большим количеством задержек или отменой рейсов украинскими авиакомпаниями: "Летом возникало много ситуаций, когда пассажиры, находясь на отдыхе за пределами Украины, не могли добраться домой по вине авиаперевозчика или же им предлагали купить билет на другой рейс, что также влекло за собой дополнительные затраты",– объяснил господин Мысенко.

Иногда рейс отменяется по вине туроператора. Так, в сентябре авиакомпания "Львовские авиалинии" отказалась выполнять ряд чартерных рейсов в Неаполь из Черновцов и Львова, так как туроператор не заплатил перевозчику за полеты. В итоге пассажирам пришлось около суток ждать своего рейса. Но, как отметил Александр Мысенко, если в отмене рейса виноват туроператор, авиакомпания все равно обязана возмещать убытки пассажирам. "Потом уже перевозчик может потребовать от туроператора возместить убытки в судебном порядке",– добавил он.

Как сказала пресс-секретарь "Международных Авиалиний Украины" Евгения Сацкая, к разработке законопроекта участников рынка "никто не приглашал". "Мы подчиняемся регламенту Евросоюза, и согласно ему мы производим выплату компенсаций пассажирам наших авиалиний в странах ЕС при возникновении задержки или переноса рейса. В Украине такой практики у нас нет, но мы будем следовать этому закону, если он будет принят",– подчеркнула она.

Джерело Коммерсант   Автор: ЕЛЕНА Ъ-СИНИЦЫНА; ЮЛИЯ Ъ-РЯБЧУН