13.10.09 
Бюджетные авиаперевозчики пристальнее присматриваются к украинскому рынку. Отечественным компаниям самое время предпринять решительные действия, чтобы не оказаться вытесненными с рынка.

Хорошие новости для украинских пассажиров: полеты в Европу могут подешеветь уже в следующем году. Эконом-предложение, скорее всего, поступит от бюджетных перевозчиков: в Европе им стало неимоверно тесно (даже без учета последствий кризиса европейский рынок авиаперевозок ожидало падение на 10-15% в ближайшие годы), и потому они ищут новые рынки. Украинским авиакомпаниям стоит готовиться к жесткой конкуренции, в первую очередь в сегменте международных перевозок.

Падают все

Пока традиционные перевозчики терпят колоссальные убытки и сокращают маршруты, их бюджетные собратья строят планы об экспансии. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует: по итогам 2009-го пассажиропоток у low-cost-компаний вырастет на 17%, тогда как у остальных участников рынка он упадет на 12-14%. Причем европейским «бюджетникам» прочат еще лучшие показатели, что, в общем-то, легко объяснимо. Сеть маршрутов в Старом Свете — самая плотная в мире, благодаря чему low-cost-компании могут реализовывать главный принцип своей деятельности: пока самолет летает, он зарабатывает, пока стоит — тратит.

Но как бы ни было безоблачно существование низкобюджетных компаний в Европе, сам по себе европейский рынок воздушных перевозок будет в ближайшие годы сжиматься. Об этом говорят все европейские эксперты — оценки разнятся лишь в масштабах его сокращения. И потому даже успешным бюджетникам нужно искать новые рынки. Естественно, пойдут они туда, где наблюдается стабильный рост воздушных перевозок. В первую очередь — на Ближний Восток, где, по итогам 2009-го, ожидается рост пассажиропотока на 13%, а также Восточную Европу.

Хотя темпы падения в странах бывшего соцлагеря, равно как и в Украине, сопоставимы с западноевропейским, однако low-cost-компании находят его перспективным в силу ряда причин. Во-первых, украинские аэропорты близки к базовым аэропортам европейских low-cost-компаний. Во-вторых, украинский рынок — низкоконкурентный. В-третьих, он является транзитным на пути Европа — Ближний Восток. А ведь выход именно на ближневосточный рынок наиболее интересен для европейских бюджетных компаний.

При этом бюджетники способны предложить пассажирам еще более низкие тарифы на тех направлениях, где отмечается стабильный спрос. А именно — на маршрутах в Европу. Даже небольшие убытки на первых порах low-cost-компании вполне могут пережить ради того, чтобы застолбить за собой место на украинском рынке.

«В этом году мы сократили карту полетов по Украине, но мы по-прежнему считаем украинский рынок перспективным, — говорит Наталья Казмер, член совета директоров «Wizz Air Украина». — Уже в этом году открываем рейс в Венецию, также в наших планах остается открытие рейсов в Бергамо, Эйндховен и Шарлеруа».

О своих планах выйти на украинский рынок заявляют и другие low-cost-компании. Немецкие Air Berlin и Germanwings намерены связать Украину с Германией, Danube Wings — открыть рейс в Словакию, а FlyDubai — стать вторым бюджетным перевозчиком, летающим из Украины на Ближний Восток.

Иными словами, бюджетники понимают весь риск работы на украинском рынке авиаперевозок. Но готовы побороться с украинскими флагманами на тех направлениях, где пассажиропоток имеет устойчивые тенденции к росту после окончания кризиса.

Подсчет самолетов

Для отечественных компаний это означает, что им необходимо изменить стратегию развития, чтобы выжить на украинском рынке. Во-первых, сократить расходы от операционной деятельности, для чего нужно обновить парк, дабы уменьшить долю расходов на топливо в стоимости рейсов. К примеру, у Wizz Air на долю топлива приходится 30% расходов, тогда как у украинских авиакомпаний этот показатель достигает 45-50%. МАУ уже взяла в лизинг новый Boeing 737-800, доведя парк своих самолетов до 18-ти. При этом все машины, эксплуатируемые МАУ, — это Boeing 737 различных модификаций, что снижает затраты на обслуживание самолетного парка.

«Уже сейчас по многим позициям эксплуатационной деятельности мы вполне можем конкурировать с бюджетными компаниями, — утверждает Юрий Мирошников, президент ЗАО «Авиакомпания «Международные Авиалинии Украины». — Обновление самолетного парка позволит нам стать еще более конкурентоспособными. И, несмотря на кризис, я думаю, что этот год мы закончим с прибылью».

Во-вторых, украинским перевозчикам нужно также обратить внимание на новые рынки. И наиболее перспективные для направления — Россия и страны СНГ. Как правило, на этот рынок каждая из украинских компаний пробивалась самостоятельно, видя в другой украинской компании конкурента. Однако уже с этого года «АероСвіт» и WINDROSE начали совместно эксплуатировать рейс Киев — Астана. Подобные кооперации украинских компаний возможны и в будущем. В России рынок бюджетных перевозок пока не очень развит, и для украинских компаний на нем найдется место.

Передел украинского рынка авиаперевозок неизбежен, но у отечественных компаний в запасе есть около семи-восьми месяцев, за которые они вполне способны перестроить свою работу. И шансы на выживание во многом зависят от того, как они этой паузой воспользуются.

Источник Власть денег   Автор: Александр Власенко